В Индонезии в районе горы Салак (Западная Ява) к югу от Джакарты обнаружены обломки самолета Sukhoi Superjet 100. Координаты падения лайнера — 06.42.61.3 южной широты и 106.44.41.2 восточной долготы; высота — около 1,6 км.
Лайнер, совершавший демонстрационный полет с представителями индонезийских авиакомпаний и СМИ, исчез с экранов радаров 9 мая, через 20 минут после взлета.
SSJ-100 незадолго до потери связи запросил разрешение на снижение с высоты 3 км до 1,8 км, получил разрешение и стал поворачивать направо и снижаться.
Поиски машины в среду не привели к результатам. Вертолетам спасателей мешала пасмурная погода и наступающая темнота. Попытки дозвониться до экипажа и пассажиров по мобильным телефонам ни к чему не привели. «Сигнал вызова проходит, но ответа нет», — рассказал редактор индонезийского аэрокосмического журнала Angkasa Дуди Судибьо. На борту находились двое сотрудников журнала.
Российская группа журналистов, оказавшаяся в Джакарте в рамках демонстрационного тура SSJ-100 по странам Азии, также пыталась выйти на связь с экипажем и сотрудниками компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), вылетевшими в демополет, по мобильным телефонам. «Один звонок члену экипажа проходит, трубку не берет. Но я не исключаю, что он оставил телефон в гостинице», — писала фотограф Марина Лысцева в микроблоге в Twitter. Фотограф-блогер Сергей Доля добавил, что отправил несколько СМС-сообщений на телефоны россиян, находившихся на борту. Но ответа не последовало.
Последними самолет видели местные жители. «Я видел огромный самолет, который пролетел прямо над моим домом», — рассказал крестьянин Хуанда, живущий в деревне у подножия горы Салак, в интервью местному телеканалу TVOne.
«Он немного клонился на одну сторону, и я слышал, как грохочет двигатель. Кажется, он двигался в сторону Салака, но я не слышал никакого взрыва», — добавил крестьянин.
<2>
С наступлением рассвета поисковые группы возобновили работу. Место падения лайнера было обнаружено с вертолета, облетавшего гору Салак. Доступ сюда сильно затруднен. «Фрагменты самолета находятся на практически вертикальном склоне, — сообщил в Twitter Доля утром в четверг. — Туда могут добраться только десантники, спустившись по веревкам с вертолета, но погодные условия пока не позволяют вертолетам зависнуть». Вскоре он написал: «Дошла передовая пешая группа; собирают останки тел...» Но позднее блогер пояснил, что все-таки поступает противоречивая информация и до сих пор нельзя однозначно сказать, удалось ли поисковым группам добраться до места падения лайнера.
«Необходимо немедленно провести тщательное расследование», – заявил президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно во время телевизионной пресс-конференции.
В качестве причин катастрофы рассматриваются технические неполадки и ошибки экипажа в условиях высокогорья и сложной метеорологической обстановки.
Накануне в ОАК сообщили, что предполетная подготовка самолета была проведена в полном объеме. Лайнер проводил 9 мая два демонстрационных полета, был заправлен топливом, исходя из этой задачи. Машина с бортовым номером 97004 (заводской № 95004) — третий летный экземпляр в серии, изготовлена комсомольским филиалом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», первый полет совершила 25 июля 2009 года под управлением КВС Николая Пушенко и второго пилота Сергея Коростиева.
В октябре 2011 года именно этот борт прошел дополнительные сертификационные испытания в условиях высокогорья. Испытания проходили в аэропорту мексиканского города Толука с географической высотой базирования 2580 метров.
В составе экипажа, управлявшего самолетом в Индонезии, были опытные летчики и специалисты: старший летчик-испытатель ГСС Александр Яблонцев, летчик-испытатель ГСС Александр Кочетков, штурман-испытатель Олег Швецов и ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов.
Яблонцев — первый пилот, поднявший SSJ-100 в воздух. А в ноябре 2011 года в Жуковском он управлял бортом 97004 при выполнении первых двух автоматических посадок по категории IIIA с разными конфигурациями механизации крыла. Испытания проводились для сертификации самолета по посадкам в сложных погодных условиях без вмешательства пилотов вплоть до момента начала пробежки самолета по взлетно-посадочной полосе.
Кроме того, на борту разбившегося самолета были представители ГСС — заместитель начальника летно-испытательного центра Николай Мартыщенко, директор по продажам Евгений Гребенщиков, полетный инженер Алексей Киркин, а также менеджер по контрактам Кристина Куржупова.
Расследование крушения SSJ-100 будет проводить индонезийская сторона с привлечением российских экспертов. Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже создал комиссию по расследованию происшествия, сообщает РИА «Новости». Руководить ею будет замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь, в ее состав вошли представители МИДа и Объединенной авиастроительной корпорации, которой принадлежит холдинг «Сухой». В Джакарту вылетели специалисты Межгосударственного авиационного комитета, руководитель Росавиации Александр Нерадько, глава Минпромторга Денис Мантуров и глава ОАК Михаил Погосян.
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта).
«Следователям предстоит проверить процедуру подготовки экипажа к полету, а также техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой из России. Кроме того, будет допрошен технический персонал, готовивший воздушное судно к полету, и представители компании «Гражданские самолеты Сухого», имевшие отношение к созданию самолета и подготовке его к эксплуатации», — сообщили в СК РФ. Следователи намерены также установить юридические лица, «к которым в дальнейшем в интересах родственников погибших, признанных потерпевшими, могут быть заявлены иски о возмещении вреда».