Во вторник в Каире начался суд по делу о массовых беспорядках после футбольного матча в Порт-Саиде между местной командой «Аль-Масри» и каирской «Аль-Ахли». Жертвами побоища тогда стали 74 человека, а еще около 300 получили травмы. На скамье подсудимых оказались 73 обвиняемых, в том числе трое представителей футбольного клуба «Аль-Марси» и девять полицейских (среди которых генерал-майор Иссам Самак, который отвечал за безопасность во время злополучного матча). Гражданские подсудимые обвиняются в убийстве по неосторожности и насилии, полицейским инкриминируется ненадлежащее исполнение служебного долга. Фанаты не признают себя виновными.
Суд по делу о побоище проходит в том же зале полицейской академии Каира, где в прошлом году судили бывшего президента страны Хосни Мубарака (и чье имя она носила до народного восстания в Египте), сообщает «Би-би-си». Проводить процесс на окраине столицы Египта на этот раз также было решено из соображений безопасности.
Тем не менее заседание суда началось с беспорядков, которые прямо в клетке устроили подсудимые, передает Reuters.
Прокурор начал зачитывать обвинительное заключение, когда десятки фигурантов дела, одетых в белое, запрыгнули на скамейки, закричали «Мы добьемся правосудия или убьем себя» и замахали кулаками в сторону представителей прокуратуры. После этого одни родственники жертв разрыдались, другие выше подняли над головами фотографии своих погибших близких. Судья Абдель Магид Махмуд вышел из зала на время, пока все успокоится. После того как подсудимых утихомирили, он вернулся на свое место. Представитель гособвинения продолжил оглашать материалы следствия.
Беспрецедентные беспорядки на футбольном матче на стадионе города Порт-Саид, расположенного к северу от Каира, произошли 1 февраля 2012 года. Беспорядки начались сразу после финального свистка матча, который хозяева выиграли со счетом 3:1. На поле высыпали тысячи людей, которые сначала напали на футболистов, а затем ринулись к трибуне с фанатами «Аль-Ахли». Затем на стадионе погас свет, началась паника.
Сразу после произошедшего на стадионе сообщалось, что поводом к беспорядкам якобы послужил оскорбительный плакат, который вывесили болельщики «Аль-Ахли» еще во время матча.
Но на процессе прокурор объявил, что обвиняемые фанаты пришли на стадион «с холодным оружием, взрывчаткой и камнями».
Впрочем, как говорили очевидцы, большинство жертв погибли не в драке, а в давке. Свидетели сообщали, что некоторых из болельщиков толпа вытесняла с трибун, они срывались вниз и разбивались. Как рассказал после ЧП главный тренер «Аль-Ахли» Мануэл Жозе, некоторые болельщики умирали прямо в раздевалке, передавало издание Goal.com. «Сразу после окончания матча я не мог попасть в раздевалку из-за того, что происходило вокруг. Меня били ногами и руками, потом вытащили за пределы стадиона. Я видел, что многим уже оказывали медицинскую помощь, а другие уже были мертвы. Кто-то умирал прямо у нас в раздевалке, где они пытались спастись. Что касается моих игроков, то с ними все в полном порядке», — заявил он.
Позже слова очевидцев подтвердили и судмедэксперты: у большинства жертв оказались «компрессионные травмы».
На следующий день после трагедии глава Высшего совета вооруженных сил маршал Хусейн Тантауи отправил в отставку губернатора провинции Порт-Саид, а так же руководство Футбольного союза Египта. В стране был объявлен трехдневный траур, а соревнования футбольного национального первенства перенесены на неопределенный срок. В свою очередь, фанатская группа «Ультрас площади Тахрир», в которую входят болельщики «Аль-Ахли», обнародовала заявление, в котором возложила вину за произошедшее на стадионе на «агентов Тантауи», которые таким образом отомстили болельщикам за участие в свержении режима Мубарака (этой точки зрения до сих пор придерживаются многие египтяне). Тантауи объявил, что целью организаторов беспорядков была «дестабилизация обстановки в стране». В Египте начались акции протестов, в ходе которых люди требовали найти виновных и привлечь к уголовной ответственности чиновников, допустивших бездействие полиции. В многочисленных стычках с полицией погибли еще 16 человек.
Сейчас власти Египта также опасаются беспорядков: улицы близ здания суда к началу процесса были оцеплены, там дежурят около 5 тыс. полицейских. Тем не менее у здания суда все-таки собрались протестующие — в основном родственники жертв беспорядков на стадионе. «Мы лишь хотим восстановить справедливость», — заявил 55-летний Ахмед Хатер, потерявший в февральском побоище сына.