В среду Рособрнадзор провел «круглый стол» для журналистов, в ходе которого разработчики контрольно-измерительных материалов (КИМ) рассказали о том, что изменилось в тестах по сравнению с прошлым годом. По их словам, революционных изменений в КИМах этого года нет, что, по общему мнению экспертов, свидетельствует о стабильности ЕГЭ.
Тем не менее правки по каждому предмету все же были внесены.
В частности, по русскому языку произошло небольшое изменение формата первой части задания. «Раньше выпускники должны были описать актуальность проблемы, предложенной в тексте. И в итоге мы получали однотипные ответы: «Дружба была актуальна всегда, а особенно в наше время». Теперь нужно прокомментировать исходный текст, не надо писать того, что априори известно, а надо понять и рассказать, какую проблему автор поднимает в этом тексте, как именно ты здесь и сейчас можешь на него отреагировать», — сообщила руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому Ирина Цыбулько.
Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко отметил, что в этом году в КИМах по математике будет на одну задачу по стереометрии больше.
Кроме этого, по его словам, составители тестов обновили тесты в смысле «реального умения применять математику» при решении практических задач. Он подчеркнул, что часто именно самые простые задачи практического характера вызывают у выпускников школ самые серьезные трудности. Задачи по вероятности и статистике в этом году тоже будут «не абстрактные, а конкретные».
В тестах самого популярного предмета по выбору «Обществознание» появилось задание написать эссе в части С.
«Это мини-сочинение, где из шести тем, сформулированных в виде суждений, предлагается выбрать одну и попытаться раскрыть проблему, выразить свое отношение к ней и аргументировать его. В некоторых регионах детей пытаются заставить рассказать об авторе этого суждения, но таких требований в тестах нет. В задании все предельно четко сформулировано, и именно его необходимо выполнять», — рассказала замдиректора ФГБНУ Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Ольга Котова.
Еще одно нововведение — это повышение балльности в третьем задании. «Несколько лет назад в третьей части мы ввели задание на составление плана ответа по какой-то определенной теме», — сказала Котова. С этого года за это задание будут ставить больше баллов, чем в прошлом.
Она отметила, что в прошлом году сдающие экзамен по обществознанию школьники хуже всего справлялись с вопросами о российском государстве и его структуре. Многие неправильно ответили на вопросы о простейших законных процедурах. «Препятствием для заключения брака чаще всего называют несогласие родителей, а не возрастные ограничения», — привела она пример.
Тем, кто собрался сдавать в этом году ЕГЭ по истории, нужно готовиться к описанию исторического портрета в части С.
«Из предложенных трех исторических портретов соотечественников нужно выбрать один портрет и описать его через творческое сочинение», — уточнил руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории Александр Безбородов.
Из тестов по литературе исчезли самые простые вопросы, в которых ответ требовалось обвести кружком, зато появились задания на проверку знания текстов и сюжетов литературных произведений.
«Дается ряд персонажей и рядом — позиции, связанные с их судьбами, характером. Нужно перегруппировать эти ряды и установить соответствие», — рассказал руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по литературе Сергей Зинин.
По его мнению, без знания литературы теперь невозможно сдать экзамен даже на минимальный балл: «Нужно хорошее знание литературного текста. Любое натаскивание детей на готовые ответы ничего не даст».
Участники «круглого стола» напомнили, что в этом году минимальные баллы по обязательным экзаменам были объявлены еще до начала учебного года — впервые за всю практику ЕГЭ (раньше это происходило уже после подведения итогов экзаменов). Минимальный проходной балл по русскому в этом году — 36 баллов, а по математике — 24.