Юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского будут судить посмертно, а руководителя фонда Уильяма Браудера — заочно, сообщает Hermitage Capital. Организация ссылается на письмо следователя МВД Бориса Кибиса, направленное родственникам Сергея Магнитского, в котором говорится, что предварительное следствие завершено и, как только с ним ознакомятся адвокаты, можно передавать дело в суд.
В Следственном департаменте МВД, который расследует дело, «Газете.Ru» подтвердили, что расследование в отношение Магнитского и Браудера завершено.
Адвокат Сергея Магнитского Дмитрий Харитонов заявил «Газете.Ru», что никакого письма от Кибиса он не получал.
Сергей Магнитский, обвинявшийся по статье «Уклонение от уплаты налогов», умер в следственном изоляторе «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года. По заявлениям его коллег, Магнитского арестовали после того, как он вскрыл коррупционные схемы, к которым были причастны некоторые российские чиновники. 5 июля 2011 года президентский совет по правам человека передал Медведеву предварительные результаты независимого расследования смерти Магнитского.
Члены президентского совета сочли, что юрист фонда Hermitage Capital скончался в результате избиения резиновыми дубинками. Кроме того, правозащитник Валерий Борщев заявлял о халатности врачей, также послужившей возможной причиной смерти Магнитского.
24 января 2012 года следователи рассказали о результатах расследования в отношении двух сотрудников СИЗО «Бутырская тюрьма». Врачу Ларисе Литвиновой, которая осуществляла непосредственное лечение Магнитского, предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 109 УК (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей), а заместителю начальника СИЗО по лечебно-профилактической работе Дмитрию Кратову — по ч. 2 ст. 293 УК (халатность). Кроме того, 28 января 2012 года Следственный департамент МВД признал, что судмедэкспертиза выявила у Магнитского телесные повреждения, но, по словам начальника СД МВД Павла Лапшова, «сам факт избиения не подтвержден».
В июле прошлого года государственный департамент США составил список российских официальных лиц (сотрудники ФСБ, полицейские, тюремные охранники и врачи, прокуроры, налоговые аудиторы и инспекторы), так или иначе причастных к смерти Магнитского, по мнению госдепа. Против них были введены визовые санкции. В ответ Россия составила подобный список из 11 граждан США.
Представитель фонда Hermitage Capital заявил, что посмертный судебный процесс — это беспрецедентное явление в современном мире. «Заочные процессы — это рудимент сталинского режима, тот «фиговый листок» псевдозаконности, которым сегодня прикрывается репрессивное российское правосудие», — добавил он.
Однако, по сообщению фонда со ссылкой на письмо следователя, суда можно избежать, если родственники откажутся от права на защиту чести и достоинства погибшего в СИЗО юриста. Hermitage Capital цитирует письмо следователя Кибиса матери Магнитского от 3 февраля 2012 года: «При отсутствии у родственников интереса, оправдывающего дальнейшее рассмотрение дела, в том числе желания защитить честь и достоинство умершего, производство по уголовному делу может быть прекращено следователем». Организация предполагает, что МВД пытается оправдать противозаконные действия следователей.
Согласно российскому законодательству, посмертное рассмотрение дела возможно. По решению Конституционного суда РФ по делу об аварии на Ленинском проспекте с участием автомобиля топ-менеджера «ЛУКойла» Анатолия Баркова, если родственники хотят реабилитации осужденного, можно передать дело в суд, там оно расследуется, и принимается соответствующее решение. Источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом следствия по делу Магнитского, сообщил, что родственники юриста реабилитации не просили, понимая, что «это невозможно в конкретный исторический момент».
«Если сейчас родственники Сергея Магнитского согласятся прекратить дело, это будет означать, что они согласны, что он виновен, если будут продолжать, его, скорее всего, все равно осудят», — заявил источник.
В Следственном департаменте МВД говорят, что как раз позиция родственников, которые не подписывают согласие на прекращение дела и в то же время не ходят на допросы по вызовам следователей, и заставляет доводить дело до суда. «Позиция законных представителей обвиняемого Магнитского, которые не дают согласия на прекращение уголовного дела в отношении последнего, влечет необходимость оценки результатов расследования в судебном порядке, где суд правомочен принять решение о виновности подсудимого», — сказали «Газете.Ru» в следственном департаменте.
Также МВД, по данным Hermitage, собирается заочно рассмотреть дело Уильяма Браудера, который обвиняется в неуплате налогов. «Намерение МВД провести надо мной «показательный» заочный процесс — это возвращение в сталинскую эпоху, но это не остановит ни меня, ни тысячи других людей в мире, которые добиваются справедливости и требуют введения международных санкций и предания трибуналу чиновников, причастных к бесчеловечному преступлению против Сергея Магнитского», — сказал Браудер, глава Hermitage Capital Management.