В четверг глава Роскосмоса Владимир Поповкин обнародовал основные версии аварии автоматической межпланетной станции «Фобос-грунт», запущенной 9 ноября прошлого года с космодрома Байконур и сошедшей с орбиты 15 января: это производственные и конструкторские ошибки.
«Главное — найти, где были ошибки при изготовлении и испытании. В первую очередь это конструкторские ошибки, которые могли быть заложены при самом старте, и производственные ошибки при изготовлении», — сказал глава Роскосмоса в интервью радиостанции «Вести ФМ».
Версия с выходом из строя автоматики «Фобос-грунта» из-за воздействия на нее американского радара не исключена. Но, как пояснил Поповкин, «комиссия рассматривает это лишь как одну из причин».
«Есть версия, что у них (американцев. — «Газета.Ru») работал один из мощных радиолокаторов, и это облучение сделало так, что БЦВМ (бортовые цифровые вычислительные машины. — «Газета.Ru»), которые есть на «Фобосе», засбоили. И затем не смогли выйти на тот режим, в котором должны работать. Эта версия сейчас проверяется. Если она будет иметь право на жизнь, то, естественно, мы свяжемся с нашими партнерами в NASA и попросим их поучаствовать в эксперименте вместе, чтобы найти истину», — сказал Поповкин.
США категорически отрицают свою возможную причастность к аварии российской станции.
Пресс-секретарь госдепартамента Виктория Нуланд напомнила в среду Associated Press, что США принимали участие в восстановлении связи с российским аппаратом после того, как он застрял на орбите, а затем и помогли в наблюдении за сходом станции с орбиты.
Ранее представитель NASA Боб Джейкобс опроверг подозрения Роскосмоса о том, что на «Фобос-грунт» мог негативно повлиять сигнал от антенны на Маршалловых островах. Он заявил The Washington Post, что 9 ноября, когда состоялся старт «Фобос-грунта», ученые NASA вообще не использовали радар на Маршалловых островах, как это предположили чиновники Роскосмоса. Для слежения за астероидами в этот день агентство использовало радиолокационные станции в Калифорнии и Пуэрто-Рико.
На атолле Кваджалейн Маршалловых островов находится испытательный полигон Рейгана, который располагает радиолокационной системой KREMS. В ее состав входят четыре мощных радара, основная задача которых — контролировать параметры движения боеголовок ракет при испытаниях. Радары используются и для контроля космического пространства.
Американский эксперт в сфере космонавтики Джеймс Оберг уточнил, что радары на Маршалловых островах регулярно отслеживают российские космические запуски, но, «насколько я могу судить, ни специально, ни случайно до сих пор они ни разу не вырубали космические аппараты».
Оберг напомнил, что несколько десятилетий назад астронавты NASA фиксировали всплески радиолокационных помех, когда пролетали над территорией Советского Союза, но сейчас космические технологии позволяют защищать аппараты от подобного вмешательства.
«Версия о случайном повреждении бортовой аппаратуры «Фобос-грунта» американским радиолокатором в ходе наблюдений проходившего вблизи Земли астероида 2005 YU55 представляется крайне маловероятной, — считает российский эксперт, редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов. — «Фобос-грунт» в ночь запуска действительно был виден с Кваджалейна на двух витках между стартом и планировавшейся выдачей первого импульса, но названный астероид в это время находился под горизонтом, и работать по нему было физически невозможно».
Куда более вероятным собеседнику «Газеты.Ru» представляется отказ «Фобос-грунта» из-за ошибок, допущенных в концепции проекта и идеологии проектирования аппарата и наземного комплекса управления вследствие многократных изменений проекта, нехватки времени и специалистов для полной отработки бортовых систем и их взаимодействия.
«Следствием этих причин стал не только конкретный сбой, не позволивший провести два включения маршевой двигательной установки для отлета к Марсу, но и техническая невозможность восстановления управляемой работы аппарата после этого сбоя», — считает Лисов.
Комиссия по расследованию причин аварии межпланетной станции представит итоги своей работы 26 января.