В пятницу на первом пленарном заседании Госдумы в первом чтении был принят законопроект, изменяющий правила обучения в колониях. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы» был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента правительством в середине ноября 2011 года.
В настоящее время, согласно части 1 статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса, заключенные, не имеющие специальности, должны в обязательном порядке получить начальное профессиональное образование (другими словами, пройти программу ПТУ) или получить профессиональную подготовку (например, отучиться на курсах столяров или маляров) в стенах исправительного учреждения. Дистанционного обучения в вузах это не касается — получать высшее образование заключенного никто не заставляет, это его личное дело.
Главное изменение заключается в том, что теперь организацией образовательного процесса в местах лишения свободы будет заниматься непосредственно руководство исправительных учреждений.
«Установление правил внутреннего распорядка, подбор и расстановка кадров, формирование групп обучающихся в образовательных учреждениях, созданных в уголовно-исполнительной системе, будет проходить с учетом режимных требований и правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, все это будет согласовываться с их руководством», — пояснил «Газете.Ru» член думского комитета по образованию Григорий Балыхин.
Согласно закону «Об образовании», образовательные учреждения в России должны самостоятельно устанавливать порядок обучения, искать преподавателей и составлять расписание занятий. Но в случае с колониями эти правила противоречат Уголовно-исполнительному кодексу (УИК), регламентирующему деятельность на режимных территориях, считают авторы нового законопроекта. «Четкое распределение ответственности за образовательный процесс в колониях — это оправданная мера, и никаких негативных последствий для заключенных она не несет», — уверен Балыхин.
Правда, правозащитники опасаются, что, если законопроект будет принят, учить заключенных будут хуже.
«Это может понизить стандарт образования: тюремные учреждения будут исходить из своих возможностей и из количества преподавателей. Как только образование замкнется в определенной среде, его качество резко упадет. Чтобы этого не произошло, в рамках законопроекта нужно принимать норму, которая все же будет предполагать контроль за содержанием и качеством преподавания со стороны органов образования», — пояснил «Газете.Ru» председатель правления Московского общественного благотворительного фонда «Социальное партнерство», руководитель общественной наблюдательной комиссии за местами принудительной изоляции от общества в Москве Валерий Борщев.
«В регионах ситуация с образованием, конечно, разная, но что касается подмосковных учреждений — я беседовал с преподавателями, у них была налажена связь с органами образования области, и это было очень полезно в плане помощи с кадрами, с учебными пособиями. Отсекать учебный процесс от органов образования очень опасно», — уверен правозащитник.
Впрочем, в проекте закона есть и положительные моменты: отучившимся на зоне осужденным будут выдавать диплом с гербовой печатью, на которой больше не будет указано, где именно гражданин стал получил квалификацию столяра.
По мнению авторов законопроекта, это поможет снизить «вероятности дискредитации при трудоустройстве после окончания срока отбывания наказания».
Кроме того, в колониях больше не будут заставлять учиться тяжелобольных и пенсионеров.
Сейчас необразованные инвалиды I и II группы и заключенные, достигшие пенсионного возраста, не вправе отказаться от получения начального профессионального образования, они могут лишь не ходить на курсы. Свой выбор — учиться или нет — смогут сделать и другие заключенные. Согласно данным депутатов Госдумы, в 2010 году в местах лишения свободы находилось почти 246 тыс. страдающих туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами и ВИЧ, но не имеющих инвалидности, — 29,6% общего числа всех российских заключенных. По мнению авторов законопроекта, все они не должны привлекаться к обязательному профессиональному обучению. Впрочем, перечень медицинских противопоказаний, а также порядок проведения медосмотров пока не прописан, и предполагается, что эти вопросы будут рассматриваться отдельно и определяться совместно Минюстом и Минздравсоцразвития.