Властям Казахстана недостаточно двадцати дней на стабилизацию ситуации на западе страны после массовых беспорядков со стрельбой в городе нефтяников Жанаозене. В среду глава правительственной комиссии, вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев сообщил, что режим чрезвычайного положения, введенный указом президента Нурсултана Назарбаева от 17 декабря на срок до 5 января, будет продлен. Впрочем окончательное решение на этот счет пока не принято: письма от властей Жанаозена и Мангистауской области Шукеев передаст в администрацию президента, которая и определит, сколько еще Жанаозену жить в режиме ЧП.
В городе, где 16 декабря от пуль полицейских и других ранений погибли, по официальным данным, 14 человек (еще двое позже умерли в больницах) и несколько десятков получили ранения, ситуацию до сих пор контролируют силовики: улицы патрулируют вооруженные отряды полиции, комендантом города является начальник департамента МВД Мангистаусской области Аманжол Кабылов, работают генпрокуратура и главное разведывательное управление Казахстана.
По официальной информации, арестовано 16 человек. За участие в массовых беспорядках им грозит до восьми лет лишения свободы.
Первые задержания начались сразу после столкновений местных жителей с полицией 16 декабря. По версии, которой придерживаются в МВД страны, зачинщиками беспорядков стали радикально настроенные молодые хулиганы, а не бастовавшие семь месяцев на главной городской площади нефтяники компании «Озенмунайгаз». Впрочем, как рассказывали жители Жанаозена корреспонденту «Газеты.Ru», в день ЧП и последующие несколько дней полиция задерживала на улицах всех подряд прохожих мужского пола, в городском ОВД и подсобных помещениях (в частности, в ангаре и подвале) одновременно содержались до двухсот человек. Допрошенные жаловались на пытки и избиения. Официальные власти, в частности представители акимата (органа исполнительной власти) Мангистауской области, не подтверждали эту информацию, сообщая, что полиция действует в рамках закона.
В итоге официальное обвинение по ч. 2 ст. 241 УК Казахстана (участие в массовых беспорядках) предъявили 16 задержанным, чьи имена и другие личные данные не разглашаются, по решению суда их заключили под стражу. Также известно о нескольких административных арестах за нарушение комендантского часа и неповиновение полиции.
Факт превышения полномочий сотрудниками правоохранительных органов власти тоже частично признали: комендант Кабылов сообщил, что в отношении трех сотрудников начаты служебные расследования.
«Три человека задержаны за превышение полномочий и нарушение воинской дисциплины», — заявил начальник областного департамента МВД, не уточнив, какие именно действия полицейских привели к служебному расследованию – стрельба по безоружным демонстрантам непосредственно во время беспорядков или превышение полномочий при проведении последующих допросов и задержаний. В случае если уголовное дело возбудят, сотрудникам грозит обвинение по ст. 308 УК Казахстана (превышение власти или должностных полномочий), предусматривающей наказание от штрафа до пяти лет лишения свободы.
Через несколько дней после столкновений, произошедших в Жанаозене, в органах власти региона, руководстве компании «Казмунайгаз» (на предприятиях которой бастовали нефтяники) и государственного фонда «Самрук-Казын» произошли кадровые перестановки. Первым лишился должности аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев, на место которого президент Назарбаев назначил силовика Бауржана Мухамеджанова (до 2009 года он был министром внутренних дел Казахстана). Отставка глав «Самрук-Казына» и «Казмунайгаза» стала показательной – о ней елбасы (лидер нации, так в Казахстане называют президента Назарбаева) заявил во время своего визита в Жанаозен 23 декабря. Среди принесенных в жертву топ-менеджеров оказался зять Назарбаева Тимур Кулибаев – его на посту руководителя фонда «Самрук-Казын» сменил вице-премьер Шукеев. «Казмунайгаз» вместо Болата Акчулакова возглавил замминистра нефти и газа Казахстана Ляззат Киинов.
Подчеркивая «открытость и гласность расследования» в Жанаозене вслед за президентом Назарбаевым, правительство Казахстана привезло в режимный город целую делегацию «известных блогеров и журналистов».
В сопровождении сотрудников пресс-службы правительства блогеры 25 декабря посетили и комендатуру, расположившуюся в ОВД, и здание морга, в котором осталось только три не выданных родственникам тела, и сгоревшие здания акимата и «Озенмунайгаза» (в общей сложности протестующие сожгли 16 декабря около сорока административных сооружений, магазинов и домов). «Посетили ИВС и спецприемник. Все в рамках закона», — пишет об этой поездке блогер Жомарт Амирханов, его цитирует сайт правительства республики. Блогерам рассказали, что у полиции есть доказательства вины задержанных – в частности, некие видеоролики – но показывать их не стали, сославшись на тайну следствия. (Ранее на YouTube была опубликована запись, на которой видно, как полиция стреляет по разбегающейся по площади толпе и избивает упавших раненых дубинками).
Напомним, беспорядкам в Жанаозене предшествовал затяжной трудовой спор, длившийся более года и вылившийся в массовые забастовки на нефтяных предприятиях Жанаозена и областного центра Актау (в последнем немногочисленные выступления нефтяников продолжаются до сих пор). Требуя повышения зарплат за счет коэффициента «за вредность производства», рабочие объявляли голодовки и выходили на акции протеста, однако ни прокуратура, ни арбитражный суд не удовлетворили их требований к работодателю. Юрист предприятия «Каражанбасмунай», где начались первые забастовки, Наталья Соколова осуждена на шесть лет лишения свободы за «возбуждение социальной розни»; более двух тысяч человек с предприятий «Казмунайгаза» были уволены за участие в забастовках.