Обвинения в окончательной редакции участникам нападения на поселок Сагра екатеринбургские следователи предъявили накануне вечером, но сообщили об этом только в среду. Как говорится в официальном заявлении Следственного комитета (СК), с июля этого года, когда началось расследование, материалов в уголовном деле набралось на 45 томов, а задержать удалось 23 обвиняемых. Теперь им инкриминируются сразу несколько статей Уголовного кодекса: стст. 209, 212, 327, 119 (бандитизм, организация и участие в массовых беспорядках, подделка документов, угроза убийством).
Как говорится в материалах дела, массовая драка, произошедшая в поселке в ночь на 2 июля, выглядела следующим образом. Снимавший в поселке дом Вячеслав Лебедев, которого местные жители знали как Сергея-цыгана, поссорился с одним из сагринцев. Претензии к Лебедеву у местных возникали и раньше, так как с его появлением в поселок стали ездить наркоманы из близлежащих городов, а из домов стали пропадать вещи. Сагринцы были уверены, что Лебедев занимается торговлей наркотиками, и не раз просили его либо уехать, либо прекратить этим заниматься.
В итоге, по данным следствия, он решил дать сагринцам силовой отпор. Ответ получился не очень симметричным.
Лебедев обратился за помощью к своему брату Ивану. «По версии следствия, Иваном Лебедевым и Кахабером Чичуа, отбывающими наказание в местах лишения свободы, в 2011 году была создана банда из 8 человек. Летом 2011 года двое жителей поселка Сагра Валентина и Вячеслав Лебедевы после ссоры с местными жителями позвонили в места лишения свободы родственнику Ивану Лебедеву и за 30 тыс. рублей попросили организовать в поселке массовые беспорядки», — говорят в СК. Также в банду вошли Шота Катамадзе, Артем Рабаданов, Магомед Беков, Виталий Слатимов, Кардаш Фатахов и Файг Мусайев, которые также занялись поисками силовой поддержки, собрав таким образом в общей сложности около 30 человек. Как рассказывали жители Сагры «Газете.Ru», по их данным, все эти люди также имели связи с криминальными группировками Свердловской области.
Вооружившись битами, цепями и обрезами, злоумышленники в ночь на 2 июля двинулись на Сагру, где между ними и местными жителями завязалась драка. В ходе нее один из нападавших был убит, другие получили ранения, а группа оборонявших поселок отделалась легкими ушибами. В итоге нападавшие вынуждены были ретироваться.
Правда, сразу после нападения приехавшие на место сотрудники полиции решили предъявить обвинения не уехавшим налетчикам, а местным жителям.
Одного из сагринцев, Сергея Зубарева, обвинили в хулиганстве, а другого, Виктора Городилова, ждало обвинение в убийстве.
Правда, как рассказала «Газете.Ru» адвокат Городилова Анастасия Удеревская, теперь приоритеты у следствия сменились. Как ожидается, более десяти сагринцев, включая Городилова с Зубаревым, получат статус потерпевших. «У них теперь будет новый статус, о каких-то претензиях следствия к ним больше не слышно», — сказала она. По словам Удеревской, следователи в частных беседах говорили ей, что, напротив, новые обвинения ждут инициаторов массовой драки. Так, по ее данным, Вячеслава Лебедева, который жил в Сагре по поддельным документам, планируется проверить на участие в двойном убийстве, по которому уже осуждены два человека.
Напомним, что конфликт в Сагре изначально рассматривался правоохранительными органами как инцидент районного масштаба, но всего за несколько дней при участии общественных организаций и самих жителей поселка он быстро вышел на федеральный уровень.
Если сначала в правоохранительных органах называли произошедшее пьяной дракой, то взявшее на себя расследование управление СК по Уральскому федеральному округу уже было осторожнее в оценках, подтверждая версию местных жителей задержаниями нападавших.
Одним из главных комментаторов происходящего тогда стал глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, чьи коллеги стали регулярно ездить в Сагру и сообщать о ходе расследования. Сейчас он утверждает, что местная ФСБ готовит на него уголовное дело по ст. 282 (разжигание межнациональной розни) Уголовного кодекса за его резкие высказывания об этническом составе нападавших. В силовых структурах, в свою очередь, настаивают, что заявления Ройзмана о попытке мести за его «активную позицию по Сагре» и о возбуждении уголовного дела не подтверждаются.
Из-за повышенного внимания к происходящему в Сагре следователи нашли там еще не один состав преступления. Теперь суда дожидаются и двое сотрудников МВД: участковый Верхнепышминского округа, где находится поселок, и его непосредственный начальник. Как считают в СК, полицейские не сделали ничего для предотвращения массовой драки, хотя это входило в их должностные обязанности. Кроме того, выяснили следователи, ранее руководитель полиции общественной безопасности «с целью отомстить обидчику своей дочери» приказал задержать жителя Екатеринбурга и доставить в ОВД, где избил его. Сейчас оба сотрудника МВД находятся под подпиской о невыезде.
Еще один их коллега — начальник ОВД Верхнепышминского округа Марат Халимов — обвиняется в халатности. Это обвинение ему предъявили после того, как выяснилось, что Халимов был не в курсе, что на подведомственной ему территории по поддельным документам уже несколько лет живет находящийся в розыске Вячеслав Лебедев.