В среду Следственное управление СК РФ по Санкт-Петербургу возбудило уголовное дело по факту убийства 48-летнего ранее судимого предпринимателя Давида Тертеряна. «Вечером 22 ноября 2011 года на перекрестке Большой Озерной улицы и улицы Ушковской неустановленные лица произвели не менее 4 выстрелов в потерпевшего, находящегося в автомобиле «Мерседес», — сообщает официальный сайт Следственного управления. — Несмотря на огнестрельные ранения, он смог доехать до дома 83 по Большой Озерной улице. После чего от полученных ранений Тертерян скончался в автомобиле «скорой помощи».
По данным главного управления (ГУ) МВД Петербурга, Тертерян приехал на своем Mercedes S550 на Озерную улицу, чтобы забрать сына из спортивной школы.
Киллер стрелял в него на перекрестке, когда бизнесмен остановил автомобиль перед светофором.
Тертерян сумел не только скрыться от убийцы, но и вызвать «скорую» по мобильному телефону. Однако ранения оказались смертельными.
На месте убийства нашли пули и гильзы от патронов с маркировкой «Люгер». Это редкий пистолет начала века. В России он больше известен как «Парабеллум». Сам пистолет непрост в обращении, однако патроны от него подходят и к другим маркам стрелкового оружия.
У происшествия были свидетели, кроме того, имеются записи камер видеонаблюдения. Следствие рассматривает различные версии, в том числе заказное убийство, связанное с предпринимательской деятельностью потерпевшего. Ход расследования уголовного дела находится на особом контроле у руководства Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу.
В 1990-х Тертеряна, известного в определенных кругах как Давид Сухумский, два раза судили: за незаконное ношение оружия и хулиганство.
Тогда он получил пять лет условно. По некоторым данным, в 1990-х годах Тертерян входил в группировку Миши Азатяна (прозвища Резаный и Ножик), которая занималась вымогательством и торговала наркотиками. Тертерян даже стал прототипом для одного из персонажей книги «Бандитский Петербург» петербургского писателя Андрея Константинова. Позже Тертерян сделался предпринимателем, владел несколькими фирмами в Петербурге и Ленинградской области. По официально не подтвержденным данным, он также числился владельцем крупного ресторана «Пиросмани» и мебельной фабрики «Севзапмебель».
Это преступление – уже третье по счету заказное убийство предпринимателя в Петербурге с начала осени.
Вечером 26 сентября на улице Салова был убит 49-летний Сергей Сосновцев, гендиректор ООО «Городской оптовый рынок Салова-52». Преступники из автомата Калашникова изрешетили Porsche Cayenn, за рулем которого находился бизнесмен. Сосновцев умер на месте. По подозрению в убийстве оперативники ГУ МВД задержали пять человек. Их имена не разглашаются.
Вечером 4 октября был убит 31-летний Евгений Соломаткин, финансовый директор компании «Апрель», поставляющей овощи и фрукты на рынки Петербурга. Мужчину расстреляли возле подъезда его дома на проспекте Косыгина. В Соломаткина выпустили около десятка пуль из огнестрельного оружия.
В петербургских СМИ уже активно обсуждается версия, что череда заказных убийств может свидетельствовать о новом переделе криминальных сфер влияния, подобном тому, что в 1990-е годы закрепил за Петербургом славу преступной столицы.
«Все знают, что 20 лет назад город был поделен между несколькими криминальными баронами. Потом их вывели из игры. Но ведь свято место пусто не бывает», – рассуждает в интервью газете «Невское время» ветеран питерского угрозыска полковник Андрей Вырин. Издание пишет, что юристы, хорошо разбирающиеся в положении дел в правоохранительной системе, не исключают, что заказные убийства – начало нового передела сфер влияния. Кроме того, в последние месяцы из-за переаттестации полицейских вообще ничего не интересовало, кроме собственного будущего. И это не могло не отразиться на ситуации с криминалом.
Вопрос о том, что происходит с расследованием убийств и предотвращением роста преступности в Петербурге, будет задан на ближайшем заседании Общественной палаты при ГУ МВД.
«Для того чтобы оценивать, идем ли мы назад в девяностые, надо обладать информацией и точными данными по этим убийствам, — сказал «Газете.Ru» Александр Холодов, представитель Общественной палаты при ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. — У членов палаты такой информации пока нет, нам ее не предоставляли. На ближайшем заседании в декабре мы обязательно поднимем этот вопрос и узнаем позицию ГУ МВД».
Сами представители полиции призывают не делать «крайних выводов».
«Все зависит от того, как расставить акценты, — считает источник «Газеты.Ru» в главном управлении МВД Петербурга. — Если о преступлении не раструбили СМИ, то его как бы и нет. Попробуйте посмотреть, сколько бизнесменов было убито за три месяца в Москве, например, и сравнить с Петербургом. Получите суперкриминальную столицу. Так что никакого возвращения к 90-м здесь нет».
С этим мнением солидарен и депутат городского Законодательного собрания Аркадий Крамарев, который в девяностые был начальником ГУВД Петербурга. «Эти преступления – какие-то реликты, пережитки старого. Думаю, эти реликты можно объяснить тем, что экономическая ситуация стала пожестче, что влечет за собой криминальные эпизоды. Возврат к девяностым, когда чуть ли не каждый день стреляли на улицах, возможен, только если произойдет дефолт, например. Поэтому надо стараться его не допустить», — сказал «Газете.Ru» Крамарев.