В среду уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович заявил, что обратится к начальнику столичного управления МВД Владимиру Колокольцеву в связи с задержанием во время проведения оппозиционного митинга шестилетнего ребенка. Иван Аксенов, сын члена «Другой России» Сергея Аксенова, вместе с несовершеннолетней няней был задержан накануне на Триумфальной площади. Их доставили в ОВД «Тверское», куда позже привезли и отца ребенка. «Другая Россия» проводила на Триумфальной еженедельную акцию «Выборы без оппозиции — преступление», не согласованную с властями.
Аксенов говорит, что он сам участвовал в митинге, а сын стоял неподалеку с няней. Задержать ребенка и девушку, по словам оппозиционера, распорядился сотрудник подразделения по противодействию экстремизму (центр Э).
«Я прошу кого-то из товарищей обычно побыть с ребенком, если куда-то отправляюсь. Вчера я попросил с ним погулять свою подругу, которая, как выяснилось, известна сотрудникам центра. Они с сыном находились неподалеку от Триумфальной площади, когда товарищ Алексей Окопный (сотрудник центра. — «Газета.Ru») распорядился забрать их в отделение «Тверское», чего сам особо не скрывает», — рассказал Аксенов о событиях вторника «Газете.Ru».
Когда за проведение несанкционированной акции в отделение привезли самого оппозиционера, он заявил сотрудникам полиции, что не будет с ними разговаривать, пока не увидит сына. Но шестилетнего Ивана отцу не показали: его забрала мать, которая приехала в Тверское ОВД около 22.00. Аксенова-старшего выпустили ночью.
В среду другоросс рассказал, что Ивана не только задержали, но и допросили, и выложил в интернет копии протоколов этого допроса.
«По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее», — этой стандартной формулировкой, которая используется при заполнении бланка допроса, начинается документ, заполненный от имени шестилетнего задержанного. (Фотографии опубликованы в блоге Аксенова-старшего на «Гранях.Ru».) Согласно протоколу, мальчик рассказал полицейским, что отец часто ходит «на такие мероприятия, где много людей, больше 50 человек, громко кричат». Сам ребенок в это время остается со знакомой родителей Викой, и они вместе стоят на площади неподалеку. «Каждый раз, когда моего папу забирают в полицию, мы с Викой стоим на площадке, которая на улице, и ждем, когда меня заберет моя мама», — говорится в протоколе, подписанном лейтенантом полиции Тонариной из отделения по делам несовершеннолетних. Также в документе есть пометка о том, что мать ребенка отказалась его подписывать.
«Буду обращаться к Колокольцеву, чтобы понять, что произошло», — сказал уполномоченный по правам ребенка Бунимович «Интерфаксу», когда скандальный документ появился в сети. Он намерен разобраться, почему ребенка допрашивали без законного представителя.
В столичной полиции факт допроса пока никак не прокомментировали и заявили, что не задерживали ребенка, а «доставили в отделение для установления личности и передачи родителям». Няня оказалась в ОВД, потому что тоже является несовершеннолетней.
«Накануне вечером сотрудники полиции заметили маленького мальчика, стоявшего на Триумфальной площади рядом с молодой девушкой. Полицейские выяснили, что девушка также несовершеннолетняя, кроме того числится в базе данных без вести пропавших как находящаяся в розыске. Мальчик и няня были доставлены в отделение полиции для установления личности», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу управления МВД по Москве.
Случай с допросом шестилетнего Ивана Аксенова — не первый скандал с участием детей оппозиционеров. 31 марта этого года после акции «Стратегии-31» в Санкт-Петербурге сына отняли у задержанных активистов группы «Война» Олега Воротникова и Натальи Сокол. Полуторагодовалый сын радикальных художников Каспер был отправлен из ОВД в хирургическое отделение ближайшей больницы (им. Раухаса). Утром следующего дня его забрал оттуда отпущенный из отделения полиции отец.