Во вторник в Ростуризме прошло экстренное совещание, на котором была изучена ситуация с российскими туристами, застрявшими в Болгарии. Пятые сутки люди не могут вылететь на родину из-за конфликта между авиакомпанией Bulgaria Air и туристическим холдингом «Алма тур — Болгария», имеющим российское представительство «Алма тур — СПб». К решению проблемы подключились министерства и ведомства двух стран. «Ситуация вышла на уровень выше, чем просто туристический», — пояснил «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Мосеев.
Еще 9 сентября около 900 россиян должны были вылететь в Россию на пяти самолетах — из аэропортов Варны и Бургаса. Однако они так и не смогли дождаться объявления посадки.
«У нас планировалось три рейса Bulgaria Air, на которых должны были улететь около 500 человек, однако они не состоялись», — рассказала «Газете.Ru» представитель туроператора «Алма тур» в Бургасе Татьяна Петкова. Из Варны должны были вылететь два рейса в Санкт-Петербург и Москву. «Авиакомпания никого не повезла, они не выходили с нами на контакт, ничего не объясняли. Это было ужасно как для нас, так и для туристов», — пояснила «Газете.Ru» представитель «Алма тур» в Варне Хенриета Георгиева. Сотрудники «Алма тур» пояснили, что предоставили туристам ночлег и еду. «Часть заселилась в гостиницу в центре города, часть — в отелях на Солнечном Берегу, у некоторых туристов тут свои квартиры, они просто уехали домой», — сказала Петкова.
Между тем в Ростуризме отметили, что россияне провели в аэропортах много часов. А их размещению пришлось содействовать генеральному консульству России в Варне и сотрудниками Ростуризма. «В адрес руководства министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии было направлено официальное письмо с просьбой в кратчайшие сроки содействовать отправке российских туристов на родину, — сообщили в агентстве. — 10 сентября в Болгарию вылетел замруководителя Ростуризма Григорий Саришвили. Он встретился с представителями министерства транспорта и министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии, компании «Алма тур» и авиакомпании Bulgaria Air». Правительство страны попыталось повлиять на ситуацию.
Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов даже предоставил свой самолет для застрявших на отдыхе россиян.
Большую часть людей удалось отправить домой только на третий день, этому помогали российские туроператоры, которые сотрудничали с «Алма тур» и отправляли туристов в Болгарию. «С этой компанией работали три крупных российских туроператора и несколько небольших, — рассказал «Газете.Ru» первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. — Они повели себя безукоризненно, искали свободные билеты на ближайшие рейсы, оплачивали их и вывозили людей». В итоге ко вторнику большинство туристов смогли покинуть Болгарию. Во вторник в Бургасе оставались еще 85 невылетевших туристов, в Варне — еще несколько, заявили в «Алма тур».
У Ростуризма другая информация. «По нашим данным, в общей сложности вылета ждут 175 россиян», — сообщил представитель ведомства Олег Мосеев. Планируется, что они вернутся домой в ближайшее время. «Сложность возникла с тем, каким путем вывозить людей, — сказал Мосеев. — У «Алма тур» нет денег, чтобы взять прямой рейс в Санкт-Петербург. Есть рейс через Хельсинки, но у многих россиян нет виз, в итоге пока остановились на рейсе с пересадкой в Стамбуле, но это неудачный трансфер».
К задержке с вылетами привел финансовый конфликт между болгарскими туроператором и авиакомпанией.
Согласно заявлению авиакомпании, «Алма тур» задолжала Bulgaria Air около $5 млн, пояснили в АТОР, отметив, что этот долг не мог накопиться быстро и перевозчик, скорее всего, знал о состоянии турфирмы. Тем не менее он решил сотрудничать с ней. Авиакомпания даже заставила российских туроператоров перечислять деньги за бронирование билетов напрямую турфирме. «Bulgaria Air вынудила переводить деньги не им, а их сразу их партнеру, это, конечно, ненормальная ситуация, — пояснил Канторович. — А теперь оказалось, что у этого партнера многомиллионные долги».
Деньги были перечислены еще в начале года, однако поправить финансовое положение турфирмы они, судя по всему, не смогли. И авиакомпания, еще недавно работавшая с «Алма тур», отказалась вывозить их туристов. В российском представительстве «Алма тур» утверждают, что они перевели все деньги в Болгарию. «Задержки рейсов не имеют никакого отношения к финансовой стороне вопроса», — сообщается на сайте «Алма тур — СПб». В Ростуризме пояснили, что проблема возникла «на стыке» между «Алма тур — Болгария» и авиаперевозчиком, но отмерили, что это конфликт только между двумя компаниями. Последние пять дней их руководство ведет переговоры, но они пока ни к чему не приводят.
«Туристы фактически стали заложниками спора хозяйствующих субъектов, что совершенно недопустимо!» — негодуют в Ростуризме.
Ведомство открыто предостерегло турфирмы сотрудничать с болгарскими коллегами. «Обращаем внимание российских туроператоров и турагентов на недопустимость отправки российских туристов в Болгарию по линии компании «Алма тур — СПб», являющегося частью холдинга «Алма тур — Болгария», без надлежащего (гарантийного) обеспечения их возвращения на Родину», — сказано в заявлении Ростуризма. Впрочем, туркомпания уже сама приостановила продажу своих путевок.
Свою порцию упреков получила и авиакомпания. «Оказалось, что Bulgaria Air работала с нарушениями российского законодательства, — рассказал Мосеев. — Она заявляла свои рейсы как регулярные, но туристов не оказалось в списке бронирования на вывоз. Кроме того, был нарушен этикет взаимодействия с клиентами, которых не предупредили об отмене рейсов».
В Ростуризме опасаются, что задержки с вывозом туристов повторятся.
«В ближайшую пятницу, 16 сентября, назначены еще несколько рейсов Bulgaria Air с туристами от компании «Алма тур», а также на 23 сентября и 30 сентября», — рассказал Мосеев. По его словам, пока что болгары «ничего не гарантировали», но пообещали сделать все, что в их силах, чтобы инцидент не повторился.
Ситуации с невылетом россиян с отдыха не было бы, если бы в России было больше самолетов, считает представитель АТОР Владимир Канторович. «Ненормально, что наши туристы летают на иностранном перевозчике, а не на российском, — пояснил он. — А так происходит, что в нашей стране не хватает самолетов. Если государство поддерживает авиапром, то где российские самолеты? Компании не могут покупать иностранные самолеты, так как на них высокие пошлины». Он пояснил, что в связи с инцидентом в Болгарии АТОР обратился к Росавиации с просьбой, чтобы иностранные перевозчики, получая разрешение на полеты, обязывались выполнять программы до конца и предупреждать о срыве заранее — за две недели, чтобы была возможность разрешить проблему.