В понедельник на «круглом столе» «Особенности ЕГЭ-2011. Как в этом году предстоит сдавать обществознание» собрались представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), Рособрнадзора, профессионального педагогического сообщества и эксперты-предметники.
«По статистике, обществознание сдают половина выпускников старшей школы», — заявила руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по обществознанию, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Анна Лазебникова.
Таким образом, обществознание является самым популярным из всех предметов ЕГЭ по выбору. По мнению Лазебниковой, обусловлено это «дальнейшей образовательной траекторией» старшеклассников: обществознание входит в список вступительных экзаменов в вуз по многим популярным специальностям, в том числе юриспруденции, экономике и финансам, рекламе и политологии.
Изменения в порядке сдачи ЕГЭ по обществознанию были обнародованы на сайте ФИПИ еще в ноябре 2010 года и с того времени уже не менялись. «Мы сегодня собрались, чтобы накануне экзаменов еще раз напомнить выпускникам об основных изменениях, а также дать полезные советы, которые помогут более продуктивно пройти экзамен», — отметил директор ФИПИ Андрей Ершов.
По словам Лазебниковой, значительных изменений в КИМах по обществознанию в этом году не произошло, хотя небольшие корректировки все же есть.
«Часть заданий части А была сокращена», — сообщила Лазебникова. В части В в этом году одно из заданий перенесли в другую тему: «Теперь оно относится к другой сфере общественной жизни». «Самый сложный момент для выпускников — это когда в КИМы включается новый тип задания, но в этом году таких новаций нет», — уточнила она.
«Не думаю, что сокращение части А — это хорошо. ЕГЭ по обществознанию сдают на те специальности, где этот предмет профильным не является, а именно часть А проверяет знания на базовом уровне. Я против ее дальнейшего сокращения. Стоит ли выпускнику знать этот предмет на профильном уровне?» — заявил учитель истории школы № 982 Москвы Игорь Артасов. Также он обратил внимание на то, что содержание КИМов изменяется «в сторону увеличения вопросов по праву и экономике», а количество вопросов, посвященных философии, культурологи, а также теме «человек и общество» сокращается. «Как нам преподавать все эти темы? Если мы ориентируемся на экзамен, приходится больше времени уделять праву и экономике, а это неправильно», — считает Артасов.
Школы часто работают по-старому, а для того, чтобы сдавать ЕГЭ, нужен новый подход, отметил и член научно-методического совета ФИПИ по обществознанию, заведующий кафедрой социальной философии Университета дружбы народов Петр Гречко.
«Мы обсуждаем новые формы экзаменов, но есть более глубокий вопрос — как соотносится механизм и содержание ЕГЭ с тем, что делается в средней школе, — заявил Гречко. — Образовательный процесс предшествует этим изменениям, или мы их вводим, побуждая к изменениям непосредственно школы. Я часто сталкиваюсь с тем, что работа в школе идет по одному руслу, а мы вводим другие требования».
Он предложил разработчикам добавить в КИМы задания, связанные с чтением и письмом.
«На экзаменах страдают прежде всего чтение и письмо. Средняя школа справляется с этим очень плохо. Смотрят в книгу — видят фигу. Пишут безобразно. И в вузе такая же ситуация. Это патология. Я не знаю, где они (абитуриенты) учились говорить, не говоря о том, чтобы писать. В западной школе это умение постоянно поддерживают и развивают, на это нужно обратить внимание, чтобы эти навыки стали главными в работе при подготовке к экзаменам по обществознанию», — предложил Гречко.
Другие специалисты подтвердили, что ответы школьников в тестах по обществознанию их «иногда просто шокируют».
«К примеру, каждый четвертый ребенок не знает, что заверить документ можно с помощью нотариуса, они в ответах указывают, что для этого нужно идти в суд. О необходимости заключения трудового договора знают только две трети школьников, каждый четвертый ребенок не знает об основных условиях заключения брака. Более 30% неправильных ответов на вопрос, принимает ли политическая партия законы — многие считают, что принимает. Треть из выпускников не знают, что российский президент — глава государства. Эти тревожные результаты мы фиксируем на протяжении ряда лет, даем соответствующие рекомендации, но пока воз и ныне там», — отметила заместитель директора ФИПИ по организации научно-методической деятельности Ольга Котова.
При подготовке к экзаменам эксперты посоветовали школьникам обратить внимание на повторение разделов, посвященных экономике и праву.
«Также следует сделать упор на заучивание конкретных цифр, дат и различного рода хронологии. За месяц до экзамена эссе научиться писать невозможно, поэтому нужно повторить все конкретные моменты, которые могут пригодиться», — посоветовал Артасов.
В первую волну ЕГЭ, с 27 мая по 20 июня 2011 года, госэкзамен будут сдавать основная часть выпускников — по данным Рособрнадзора, это примерно 800 тыс. человек. С 8 по 18 июля пройдет вторая волна — это сроки дополнительной сдачи ЕГЭ.