Уральский институт кардиологии с 15 мая прекращает операции на открытом сердце из-за отсутствия финансирования. С таким громким заявлением выступил во вторник директор медучреждения Ян Габинский. О сложной финансовой ситуации в Уральском институте кардиологии стало известно в начале апреля: 7 апреля коллектив собрал специальную пресс-конференцию, на которой было заявлено, что в конце прошлого года с бюджетного счета Института кардиологии свердловский Минздрав изъял 20 млн рублей (для каких целей чиновники забрали деньги, в институте не знают, а в министерстве заявление врачей комментировать не стали).
Это привело к тому, что в кардиоцентре не смогли закупить расходные материалы и медицинские инструменты, из-за чего пришлось простаивать одной из двух операционных.
Заведующий Институтом кардиологии, кандидат медицинских наук Артем Степин заявил, что к концу весны его подразделение не сможет проводить операции. По его словам, уже на начало апреля сформировалась очередь в 300 пациентов, нуждающихся в хирургической помощи на открытом сердце (аортокоронарное шунтирование). Пока операционная простаивает, заявил Степин, девять пациентов умерли, не дождавшись очереди.
Во вторник в подтверждение слов своих подчиненных директор Уральского института кардиологии Ян Габинский заявил в интервью «Интерфаксу»: «14 мая у нас последняя операция «Аортокоронарное шунтирование». При этом мы делаем операции только неотложным больным, плановые не делаем».
По его словам, на проведение данных операций в год нужно порядка 50 млн рублей на расходные материалы, средства должны поступить из областного бюджета или за счет перераспределения средств Министерством здравоохранения.
После этого заявления Габинский отключил телефон.
Пресс-секретарь министерства здравоохранения Свердловской области Константин Шестаков не видит повода для беспокойства. По его словам, в регионе имеется две площадки для проведения операций по аортокоронарному шунтированию (АКШ). Помимо Уральского института кардиологии это центр «Кардиохирургия» областной клинической больницы № 1 (ОБК).
«Заявляемая Яном Габинским проблема является организационно-экономическим вопросом Уральского института кардиологии. Что касается пациентов, которым требуется шунтирование, мое убеждение, что никакие организационные проблемы не могут сказываться на здоровье граждан. Все экстренные больные должны быть просто немедленно переведены в кардиохирургическое отделение ОКБ № 1. В случае трудностей в областной больнице можно будет воспользоваться федеральной квотой, которая у Свердловской области составляет 100 мест. В этом случае операция пройдет в одном из кардиохирургических центров вне Свердловской области», — рассказал Шестаков. В Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева «Газете.Ru» сказали, что федеральную квоту область еще не израсходовала.
Заместитель главного врача ОКБ № 1 Наталья Климушева отказалась комментировать «Газете.Ru» вопрос о наличии очередей на АКШ.
По неофициальной информации, очередь в областную больницу весьма значительна и при работающем Институте кардиологии.
В скандал уже вмешалась прокуратура. «Мы проводим проверку сообщения СМИ об отмене операций в Екатеринбургском кардиоцентре, — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь свердловской прокуратуры Ольга Тетерина. — В ходе проверки будут устанавливаться причины и обстоятельства отмены важных для тяжелобольных людей операций. По результатам проверки при наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования».
Стоит отметить, что изначально Екатеринбургский кардиоцентр входил в систему городского здравоохранения и подчинялся горздраву, однако затем Габинский добился перевода своего учреждения в областное подчинение. Кардиоцентр до сих пор пользуется оборудованием, которое было приобретено за счет городского бюджета. При этом персонал мединститута не видит перспектив у учреждений здравоохранения Екатеринбурга, которые в этом году массово планируется передать в подчинение минздраву Свердловской области. Этой реорганизацией медицинских учреждений противятся городские власти, говорят эксперты. «Я считаю, что нынешний кардиоскандал ярко свидетельствует о множестве некомпетентных решений, принятых областными властями. К сожалению, наиболее ярко они видны в сфере здравоохранения. До сих пор окончательно не решена другая проблема – снабжение аптек льготными лекарствами, — заявил «Газете.Ru» политолог Федор Крашенинников. — Насколько я знаю, ситуация в кардиоцентре реально обстоит так, как описал Габинский. И мне очень жаль, что администрация губернатора Мишарина считает виновным в скандалах, сопровождающих наш Минздрав, не членов своей команды, а некий политический заговор вокруг себя».
В Минздравсоцразвития подчеркивают, что институт Габинского имеет региональное подчинение и ситуацию должны решить областные власти. С губернатором Мишариным уже связался замминистра здравоохранения и социального развития Владимир Белов. «Губернатор поручил министру здравоохранения области в кратчайшие сроки разобраться в ситуации и обеспечить стабильную работу института», — прокомментировали в министерстве.
Вице-президент Общества доказательной медицины Василий Власов говорит, что история с кардиоцентром в Екатеринбурге «типичная».
«Финансирования не хватает, деньги, которые выделяют, идут на ремонт. Денег мало, те, что есть, отдают только «своим», — говорит эксперт. Власов напомнил, что «похожий случай» два года назад был в Пензе, правда, речь тогда шла об учреждении федерального уровня. В мае 2009 года Минздравсоцразвития решало судьбу пензенского Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. Государство, как утверждало тогда руководство центра, выделило слишком мало квот на лечение больных, и в результате через несколько месяцев после открытия работа встала: в центре было оборудование, на котором нельзя было делать операции. Десятки врачей ушли в незапланированные отпуска. Минздравсоцразвития пришлось увеличивать квоты федеральному центру с 882 пациентов до 2200.