Все непосредственные исполнители и организаторы терактов в Москве на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» установлены.
Ровно через год после взрывов в столичной подземке 29 марта 2010 года Следственный комитет (СК) отчитался о ходе расследования терактов. Все организаторы, сообщили следователи, установлены и уничтожены.
«Организатором взрывов на станциях Московского метрополитена являлся Магомедали Вагабов – один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Республики Дагестан. Вагабов, как и другие соучастники совершенного преступления – Алиев, Щащаев, Магомеднабиев, Рабаданов и Исагаджиев, — при задержании оказал вооруженное сопротивление и был уничтожен», — сказано в сообщении СК.
Фамилии Алиева и Щащаева в ходе расследования не упоминались, об остальных сообщниках Вагабова неофициально сообщали источники в правоохранительных органах. В апреле 2010 года агентство РИА «Новости» сообщило, что сотрудники спецслужб уничтожили Ахмеда Рабаданова и Магомеда Исагаджиева. Они оба были родом из села Костек, в котором родилась и жила одна из смертниц — Джанет Абдуллаева (ранее СК сообщал, что ее фамилия Абдурахманова). В ФСБ заявили позже, что Рабаданов был ее соседом. В сентябре 2010 года НАК сообщил, что в ходе террористической спецоперации в Махачкале был ликвидирован главарь Кизилюртовской бандгруппы Шамиль Магомеднабиев. Тогда спецслужбы уничтожили всего 13 боевиков, при этом в сентябре источники опровергали сведения ряда СМИ, что один из уничтоженных членов бандподполья связан с организаторами взрывов в московском метро.
Лидер подполья Вагабов, как сообщал осенью глава ФСБ Александр Бортников, был уничтожен еще раньше — во время спецоперации 21 августа 2010 года.
Вагабов, утверждают в российском Национальном антитеррористическом комитете (НАК), являлся правой рукой Доку Умарова — вторым человеком в иерархии «Имарата Кавказ» (организация запрещена в России). «Вагабов активно занимался вербовкой молодежи в ряды бандподполья, организовывал обучение террористок-смертниц», — указывается в рапорте НАК. В июне 2010 года Бортников сообщал также, что трое боевиков из группировки Вагабова уничтожены в ходе спецоперации в Махачкале и что они также причастны к взрывам в московском метро. Не исключено, что среди них были Алиев и Щащаев, хотя официально об этом не сообщалось и фамилии ликвидированных боевиков глава ФСБ не назвал.
Исполнительницами терактов, напомнили следователи, были две смертницы — уроженки Дагестана Джанет Абдуллаева и Марьям Шарипова, вдовы убитых сотрудниками спецслужб боевиков Умалата Магомедова и Магомедали Вагабова. Шарипову лидер Вагабов взял в жены после смерти ее первого мужа, иорданца Доктора Мухаммада (убит в августе 2009 года). В ночь на 29 марта 2010 года смертницы добрались до Москвы на рейсовом автобусе, сев в него в дагестанском селе Кизляр. В Москве автобус останавливался в районе стадиона «Лужники». Смертницы зашли в метро на станции «Воробьевы горы», а оттуда отправились по пунктам назначения.
Во вторник СК официально сообщил также имя сообщника смертниц, сопровождавших их в Москву. По данным следствия, это 22-летний уроженец Дагестана Гусен Магомедов.
«Именно он сопровождал смертниц Шарипову и Абдуллаеву из города Кизляра в Москву, а также руководил их действиями непосредственно в день совершения терактов», — сказано на сайте СК. Ранее неофициальные источники говорили, что со смертницами в автобусе ехал как раз Ахмед Рабаданов. Сообщалось также, что именно он снимал и квартиру в Одинцово, по неофициальным данным – базу готовивших теракт боевиков, где они и хранили взрывчатку.
Магомедову предъявлены заочные обвинения в совершении террористического акта и заочно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Дагестанец объявлен в международный розыск. Таким образом, он единственный выживший предположительный преступник, причастный к организации терактов.
Напомним, ранее НАК сообщал о том, что в отношении нескольких подозреваемых в причастности к теракту в метро материалы уже направлены в суд. Об этом первый замруководителя аппарата НАК Евгений Ильин заявил на пресс-конференции в июле 2010 года. Но в делопроизводстве московских судов такие материалы не обнаружились, и подтверждения это сообщение не нашло.
Взрывы в столичном метро прогремели утром 29 марта 2010 года. В 7.56 первая смертница подорвала себя в поезде, уходящем со станции «Лубянка» в сторону «Комсомольской». Около 8.40 на той же ветке метро, на станции «Парк культуры» (радиальная), прогремел второй взрыв. Как установили эксперты, мощность обоих взрывных устройств была не меньше 3 кг в тротиловом эквиваленте. Жертвами теракта стали 40 человек, ранения получили 90 пассажиров. Потерпевшими по делу признаны 168 человек. Несмотря на то, что исполнители и организаторы установлены, СК заявил, что расследование уголовного дела пока не закончено. «Сотрудники СК совместно с оперативными сотрудниками ФСБ и МВД России проделали большой объем работы: допрошено более 500 свидетелей, проведено 322 различные судебные экспертизы, в том числе взрыво-технические, химические, технические и другие. Также проведено более 40 обысков. Объем этого дела к настоящему моменту составляет 110 томов», — сказано в сообщении ведомства.