Экологи обнародовали полный текст независимой экспертизы проекта строительства скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. В комиссию, которую организовало движение «За леса Подмосковья», вошли пять докторов и девять кандидатов наук, в том числе научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, заведующий лабораторией Института лесоведения Александр Маслов, заместитель заведующего кафедры экономической политики МГУ Елена Ведута, завкафедрой управления природными ресурсами факультета государственного управления МГУ Дмитрий Кавтарадзе. В исследовании принимали участие специалисты российского «Гринпис» и WWF, «Московской экологической федерации» и участники движения «В защиту Химкинского леса». Экспертиза утверждает, что строительство платной скоростной трассы в принятом варианте только приведет к транспортным, экологическим и социальным проблемам.
Во вторник исследование президенту Дмитрию Медведеву на заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека передал представитель «Гринписа» Сергей Цыпленков.
Активисты заявили, что у них есть все основания считать, что президент, одобривший строительство трассы через Химкинский лес, еще поменяет свое решение: говоря на заседании о ситуации вокруг Химкинского леса, Медведев, не успевший еще ознакомиться с выводами независимой экспертизы, частично с ними согласился.
По словам президента, «маршрут, который был избран изначально, он совсем не идеальный, он не лучший» и «выбор, к сожалению, был не между лучшим вариантом и худшим, а между весьма посредственным и очень плохим».
«Федеральная власть не стала спорить с руководством Москвы, а оно руководствовалось другими соображениями при принятии этого решения — просто для того, чтобы развить целый ряд коммерческих проектов. И в данном случае я считаю, что государственные интересы были принесены в угоду коммерческим интересам отдельных людей, которые в тот момент влияли на принятие решений», — заявил Медведев. Впрочем, глава государства дал понять, что обсуждать далее возможность строительства трассы в другом месте пока не намерен, ситуацию с Химкинским лесом Медведев считает уроком для правительства на будущее: «Прежде чем подписывать контракты, нужно утихомирить страсти и выбрать наиболее оптимальный вариант».
Провести независимое исследование было решено после приказа Медведева о приостановке строительства трассы 26 августа. Тогда президент заявил, что необходимо провести дополнительные общественные и экспертные слушания. Как пояснил «Газете.Ru» один из участников экспертизы, активист движения «В защиту Химкинского леса» Михаил Матвеев, изначально предполагалось, что исследуют только проблемы экологии. Но участники поняли, что «только так не получится», и большая часть экспертизы оказалась посвящена транспортным проблемам и правовым нарушениям в принятии решения о строительстве трассы.
По мнению экспертов, строительство скоростной трассы через участок Химкинского леса транспортной проблемы не решит, потому что на участке 15–29 км автомагистрали Москва — Санкт-Петербург трафик в основном локальный: многие автомобилисты не будут продолжать движение по трассе дальше Химок. Из «объектов обслуживания населения» по участку можно доехать только до аэропорта Шереметьево. Для того чтобы съехать к многочисленным торговым центрам на Ленинградском шоссе, придется строить дополнительные съезды, которые раздробят Химкинский лес на еще несколько частей. «Подъезды к аэропорту, скорее всего, будут перегружены локальными трафиками к другим объектам», — подытоживается в экспертизе.
Эксперты считают, что правительство, принимая решение о строительстве федеральной трассы, рассмотрело не все альтернативные варианты. Выбор был фактически только между тремя – через деревню Старбеево, Молжаниновские поля и через весь Химкинский лес, который в итоге и был принят. К рассматриваемым вариантам после общественных протестов добавили еще два.
Всего же, подчеркивается в экспертизе, существовало 11 вариантов прокладки трассы, большинство из которых на момент распределения инвестиций рассмотрены не были вовсе.
Лучший из них, по мнению экспертной комиссии, предполагает замену линии электропередач рядом с Ленинградским шоссе элегазовым или оптическим кабелем. В таком случае шоссе можно будет расширить за счет освободившейся зоны отчуждения ЛЭП. На спорном участке 10-полосная автомагистраль не нужна вовсе, полагают эксперты. «Для решения проблем пропуска локального трафика необходимо развитие сети обычных автодорог на данном направлении. Предпочтительно наличие нескольких альтернативных путей», — говорится в документе.
Эксперты нашли многочисленные нарушения при согласовании строительства трассы. Так, в 2005 году, на первых общественных слушаниях касательно будущего строительства, жителям предложили обсудить прокладку через Химкинский лес трассы Москва — Шереметьево, и большинство участников думали, что обсуждают дорогу до аэропорта, а не до Санкт-Петербурга. Также заказчик, не рассмотрев альтернативные варианты прокладки трассы, проигнорировал законодательство о землепользовании. В экспертизе упоминается исследование правозащитной организации Transparency International, посвященное строительству трассы.
В нем, в частности, указывается, что министр транспорта Игорь Левитин, рассматривающий в составе правительства вопрос о строительстве магистрали через Химкинский лес, имел «личную, корпоративную или иную заинтересованность» в принятом решении.
«Он одновременно является председателем совета директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Именно это ОАО имеет прямую заинтересованность в прохождении трассы по Химкинскому лесу», — говорится в тексте экспертизы.
На заседании совета по развитию гражданского общества Медведев пообещал Цыпленкову, что при строительстве не допустит «дальнейшей дефрагментации леса». Президент поручил правительству договориться с инвесторами, чтобы те вместо каждого уничтоженного дерева сажали пять новых. В экспертизе говорится, что восстановить Химкинский лес у президента не получится. Во-первых, разделенный 10-полосной магистралью на две части, он погибнет в любом случае. Во-вторых, частей, скорее всего, будет больше, потому что придется строить дополнительные съезды. И в-третьих, как пояснил «Газете.Ru» один из участников экспертизы руководитель лесного отдела «Гринпис Россия» Алексей Ярошенко, сажать по пять деревьев вместо одного уничтоженного «просто негде». «Только на полях за лесом, но это будет уже не Химкинский лес», — сказал он. Он отметил также, что пока Химкинский лес не уничтожен, «как утверждают некоторые представители властей». «Пока вырублено только1,5% площади всего леса и около 40% запланированной для строительства территории. Если там не строить дорогу, то через несколько лет лес может восстановиться даже сам», — отметил Ярошенко.
Активисты и экологи говорят, что Медведев, принимая решение о строительстве трассы через Химкинский лес в декабре прошлого года, их экспертизы «не дождался». «Да в сущности, ему было все равно, я думаю. Перед ним положили пакет документов и ложную информацию. Думаю, что к весне, когда планируется начать строительство, до президента дойдут как раз результаты нашей экспертизы», — считает Ярошенко. Он добавил, что с августа по декабрь не увидел ни одной независимой экспертизы: «Было только обсуждение проекта в общественной палате в сентябре, поэтому не знаю, чем руководствовалась правительственная комиссия при принятии решения». Лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова не считает, что декабрьское решение Медведева окончательное. «Мы уже слышали несколько окончательных решений. Он одумается, это не последнее слово. На совете по правам человека президент же сказал, что это отнюдь не лучший вариант строительства трассы», — отметила она.