Начали участники заседания во главе с председателем Российского союза ректоров, ректором МГУ Виктором Садовничим с замечаний к законопроекту. «Вопросов еще достаточно много: отсутствие в системе уровня начального образования, введение третьего уровня образования и отнесение к нему аспирантуры, отсутствие докторантуры», — отметил Садовничий. Кроме того, он указал на «выпадения из системы образования» академий, отсутствие интеграции науки и образования, нерешенную проблему равноправия государственных и частных учебных заведений и социальных гарантий. «Нужно очень бережно отнестись к тому, чтобы сохранить социальные гарантии преподавательскому составу и студентам, потому что на сегодняшний день выпадает понятие стипендии для социально необеспеченных студентов», — напомнил он.
Многие участники заседания также были озабочены отсутствием социальных гарантий в законопроекте и тем, что это ведет к невозможности двигать науку вперед.
«Мы за единство науки и образования, но заниматься наукой в условиях, когда аспирант получает полторы тысячи рублей, очень сложно. В основном все аспиранты, обучающиеся в самарских вузах, — это дети обеспеченных родителей. Мы придем к тому, что Ломоносовых больше не будет», — говорил председатель Совета ректоров вузов Самарской области, председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Геннадий Котельников.
Звучали и пожелания по типологии вузов. «Когда в новом законе будут формироваться типы и виды учебных заведений, надо рассматривать не только стандартные формы, но и новые, которые недавно появились, к примеру инновационные вузы», — заявил глава Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко.
Кроме того, ректоры обсудили промежуточные итоги общественных обсуждений, которые проходят в интернете. По словам советника президента Вениамина Яковлева — председателя комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», — общество обсуждает законопроект «Об образовании» не так активно, как в свое время обсуждала законопроект «О полиции».
«Широкая общественность в обсуждениях почти не участвует, в основном предложения по тексту исходят от профессионального сообщества. Но сегодняшние замечания совпадают с теми предложениями, которые идут в комиссию и министерство по итогам общественных обсуждений. Наиболее острые моменты касаются вопросов социального значения. Я вообще думаю, что нам закон придется организовать в соответствии с 43 статьей Конституции, которая предполагает доступность и бесплатность образования», — заявил Яковлев. Он добавил, что эта статья предполагает, что бюджетополучателями могут являться лишь государственные и муниципальные учреждения: «Возможно ли бюджетное финансирование частных учреждений с позиций Конституции — это очень важный вопрос».
Министр образования и науки Андрей Фурсенко, говоря о законопроекте, отметил, что идея сделать «закон прямого действия» как раз принадлежала союзу ректоров, но пока что сложно прописать в нем все важные параметры и добиться лаконичности. «С одной стороны, хочется иметь закон прямого действия, но это ведет к тому, что закон становится большим и распухшим. Это вызывает раздражение большого количества людей», — сказал министр и добавил, что, в принципе, закон «Об образовании» никогда не будет принят «на ура», потому что с ним связано множество конфликтов интересов. Затронул министр и такую болезненную тему, как финансирование образования: «Запросы образования в любой стране всегда таковы, что не могут быть обеспечены доже очень успешной экономикой, а если еще и экономика не очень успешно развивается, то тем более. Все обсуждения на сайте уходят в тему недофинансирования образования, и надо признать, что оно действительно недофинансировано».
После этого участники заседания перешли к программе развития вузов. Главными ориентирами на следующий год, по мнению Садовничего, должны стать четкая и грамотная стратегия каждого вуза в рамках организации сетевого взаимодействия высших учебных заведений, которое предполагает активное участие в государственных программах и научно-исследовательской деятельности.
Садовничий попросил ректоров начать работу над программами не менее чем на пять лет. Он напомнил о необходимости системного согласования вузовских программ, чтобы эффективно использовать государственные ресурсы, инвестируемые в систему образования, поскольку как раз незадолго до итогового совещания было принято распоряжение правительства об утверждении единой интеграционной госпрограммы «Развитие образования».
Пока что в ней участвуют три российских вуза — МГУ, Санкт-Петербургский государственный университет и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.%
Председатель Российского союза ректоров призвал вузы к активной консолидации. «Главный недостаток существующих программ вузов — их локализованность. Мы потеряли практику обмена аспирантами, стажерами, магистрами. Мы стали самодостаточными, и это сильно нас ослабляет», — отметил он. В качестве одного из примеров успешных программ развития вузов была названа комплексная программа развития вузов Оренбургской области, где особый интерес представляют совместные программы со странами Центральной Азии.
В рамках перехода к новому этапу межвузового взаимодействия предполагается выстроить по единому принципу взаимоотношения не только между вузами, но и со всеми участникам образовательного процесса, включая школы, организации начального и среднего профессионального образования, а также потенциальных работодателей.
В качестве приоритетных для сетевого взаимодействия было названо три направления: космические исследования, биомедицинские технологии и исследования человека, а также социогуманитарные исследования и технологии.
В свою очередь, Фурсенко призвал ректоров к «разумному консерватизму» и осторожности. «Программа развития означает, что кто-то будет подниматься, а кто-то — падать, у нас деньги ограничены», — предупредил он. Наряду с развитием творческой и гуманитарной составляющей, министр попросил представителей вузов ужесточить контроль за успеваемостью. «Воспитание — это важно, но учебу еще никто не отменял. Возвращаясь к недавним событиям на Манежной площади: если человек пашет дни и ночи, то на эти глупости времени не остается. Надо жестко спрашивать, основная масса будет учиться тогда, когда будет понимать, что есть жесткий спрос», — сказал министр.