Президентские поправки в Лесной кодекс (ЛК) приняты в третьем чтении. Эксперты уверены, что лесному хозяйству они не помогут. В сентябре, после лесных пожаров, охвативших центральную территорию России, президент Дмитрий Медведев указывал, что «действующая нормативная база кодекса, степень и уровень организации не годятся». Но в итоге пообещал лишь немного поправить Лесной кодекс и усомнился в том, что «нужно отказаться от всего того, что было».
В итоге законодатели и ограничились принятием «рамочных изменений», считают экологи и эксперты в области лесного хозяйства.
Не обошлось без конфузов: в проекте поправок авторы написали, что тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности» и федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». На что юристы Госдумы в правовом заключении отметили, что «названные законы не содержат нормы, регулирующие тушение пожаров». С исправлениями поправки в ЛК были приняты во втором чтении 21 декабря. И уже на следующий день, 22 декабря, Госдума приняла законопроект окончательно.
Как сказал после заседания глава профильного комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков, наиболее значимые изменения связаны с вопросами регулирования отношений по охране лесов от пожаров. В ЛК внесено более восьми новых статей «по этому вопросу». Самая главная статья 53-я.
В ней говорится, что «работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности» будут выполнять только специализированные госучреждения, которых сейчас нет.
По действующему законодательству, непосредственно с лесным огнем должны бороться выигравшие государственный конкурс компании. Они же, а не лесники, получают государственные субвенции. К примеру, в этом году тендер самарского Минприроды выиграло ГУ «Самаралес». Но, как рассказывали «Газете.Ru» лесники Самарской области , в конкурсе также участвовала некая фирма ООО «Рога и копыта». Впрочем, несмотря на то что поправки подразумевают создание в регионах спецучреждений по тушению лесных пожаров, следующий же пункт оговаривает, что если в регионе их не будет, то снова нужно объявлять конкурс. Кроме того, к ликвидации огня в лесах власти могут «привлекать добровольных пожарных». Необходимые для работы по ЛК планы по тушению пожаров, по взаимодействию различных структур и госорганов при борьбе с огнем еще не разработаны.
Координатор проектов по лесной программе WWF Николай Шматков к плюсам поправок отнес, что «арендаторам не будут навязывать приобретение противопожарного оборудования». «Крупные арендаторы с тушением и профилактикой лесных пожаров справлялись, но мелкие – нет. У органов управления лесами не будет ложной надежды теперь на них. Опять же вопрос по пожарному оборудованию четко в кодексе не прописан. По нему, наверное, стоит также ждать отдельных законодательных актов», — говорит эксперт.
Поправки ужесточают наказание за нарушение законодательства по пожарной безопасности.
Штрафы устанавливаются за уничтожение или повреждение лесных насаждений из-за неосторожного обращения с огнем (может составить от 100 до 250 тысяч рублей), за поджог (до 500 тыс. рублей), нарушение правил пожарной безопасности в лесу (от 1,5–2 тысяч рублей). Выжигание травы у леса без соблюдения пожарной безопасности может стоить 2–3 тысячи рублей, должностным лицам придется заплатить 7–12 тысяч. Если нарушения привели к лесному пожару, после которого никто не получил тяжкий вред, то сумма штрафа достигнет для физических лиц 5 тысяч рублей.
Основной минус внесенного законопроекта — поправки в ЛК никак не меняют действующую структуру охраны, которую критиковали после летних лесных пожаров.
Лесную охрану в 2006 году, с принятием нового ЛК, ликвидировали полностью. Поправки фактически ее воссоздали, но, как отмечает руководитель лесной программы «Greenpeace России» Алексей Ярошенко, «только на бумаге». Лесным инспекторам и лесничим дали полномочия, к примеру, осуществлять патрулирование лесов, предотвращать нарушения лесного законодательства, осуществлять производства по делам об административных правонарушениях. При этом на лесничих оставили всю «бюрократическую работу», введение управленческой документации. Но после реформы лесного законодательства ставки в департаментах по управлению лесами были сокращены фактически на треть.
Расширение ставок в лесничествах и департаментах пока не предусмотрено ни поправками ЛК, ни бюджетом.
«Права у лесников будут, а времени и возможности не будет», — говорит Ярошенко. В результате, говорят эксперты, профилактика пожаров снова остается под вопросом. По мнению самих лесников, большинство летних лесных пожаров вспыхнули из-за человеческого фактора, который и контролировала лесная охрана. «Возвращать охрану на федеральный уровень не хотели, это было принципиальное решение. Рослесхоз только передали правительству, есть какое-то расширение полномочий, организацию на региональном уровне прописали не по уму. Для изменения структуры нужны были, конечно, деньги», — говорит Ярошенко.
В финансовом обосновании законопроекта сказано, что реализация федерального закона не потребует материальных затрат.
Шматков также отмечает, что поправки не определяют статус бывших колхозных лесов и лесных полос, в которых, как говорят сами лесники, обычно и возникают пожары, перекидывающиеся уже потом на леса. «Собственник земли отвечает за пожарную безопасность. Леса с неизвестным статусом – потенциально опасный объект. Сейчас был хороший повод прописать их будущее», — считает Шматков. Также в законодательстве по-прежнему нет определения самого понятия «лес».
«Авиалесохрана», которую эксперты также советовали восстановить после лета 2010 года, в законопроекте не появилась. В поправках есть только статья «Авиационные работы по охране и защите лесов», в которой говорится, что сюда входят авиационное патрулирование и тушение лесных пожаров. Медведев, критикуя лесное законодательство, отмечал, что в нем не прописана передача на федеральный уровень полномочий, в случае если регион с ними не справляется. Сейчас в поправках указано, что изъять полномочия у региона Рослесхоз может только после присланного отчета. Затем ведомство должно выдать соответствующее заключение о том, что регион не справляется с обязанностями, и передать его правительству, которое уже примет решение, изымать ли полномочия. Деньги, выделенные субъекту из федерального бюджета на лесную охрану или профилактику лесных пожаров, в случае положительного ответа правительства необходимо будет вернуть. «Проблема в том, что эта процедура слишком сложная, вряд ли ей кто-то будет заниматься», — считает Ярошенко.
Шматков, в свою очередь, напомнил, что в проекте нет разъяснений по поводу управления лесами общественности. В ст. 1 ЛК говорится: «Лесное законодательство основывается на участии граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством порядке и формах».
Отсутствие уточнений по этому поводу, по мнению Шматкова, приведет к тому, что «конфликты, подобные Химкинскому лесу, будут разрастаться».
«Никаких инициатив по увеличению роли общественности в управлении лесами нет — нет механизмов, при которых общественность нормальным и неконфликтным образом может влиять на решения по изменению леса. Урок Химкинского леса ничему законодателей не научил», — отметил эксперт. Ситуацию может усугубить также то, что поправки существенно упрощают процедуру вырубки деревьев в защитных лесах, в том числе для строительства дорог и карьеров.
«Поправки фактически не меняют ничего: они все рамочные. Они будут работать в зависимости от отдельно прописанных к ним нормативов. А срок для их создания короткий: в апреле уже начало пожароопасного сезона, — подводит итог Ярошенко. – Летом у нас будет то же самое».