В среду стало известно, что Генпрокуратура обнаружила нарушения деятельности отделений Фонда социального страхования в Уральском федеральном округе (УрФО). «В ходе проверок прокурорами выявлены факты нарушения установленного порядка рассмотрения жалоб граждан должностными лицами региональных отделений Фонда, в том числе связанные с оставлением обращений граждан без надлежащего рассмотрения, несоблюдением сроков их разрешения и несвоевременным уведомлением заявителей о результатах проверок», — рассказал «Газете.Ru» прокурор отдела Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе Дмитрий Серебренников.
В качестве примера он привел ситуацию, когда чиновники ФСС оставили без внимания и ответа обращение одного из местных жителей о компенсации расходов на лечение и приобретение эндопротеза тазобедренного сустава.
Подобные нарушения выявлены и в других территориальных отделениях фонда Уральского федерального округа. «В этой связи надзорным ведомством всем руководителям региональных подразделений ФСС в УрФО внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в бездушии, формализме и волоките», — сообщил Серебренников.
Поводом для дотошного изучения работы соцстраха работниками прокуратуры стали трагические события в Нижнем Тагиле 24 августа этого года. Тогда ранним утром в местный филиал ФСС № 16 пришел 49-летний Сергей Рудаков. В коридоре он достал из спортивной сумки автоматический карабин «Сайга». Зайдя с оружием в кабинет юриста, он спросил: «Где Столетов?» Интересовавший его мужчина обернулся и тут же получил заряд картечи в голову. Он умер на месте. Следующей жертвой стала директор фонда Елена Скулкина. Врачи пытались спасти ее, но по дороге в больницу женщина скончалась.
Не выходя из офиса соцстраха, Рудаков застрелился из того же карабина. На столе для посетителей он оставил письмо, в котором объяснил: мотивом для убийства стало равнодушие чиновников и невыплаченная компенсация.
В 9-страничном послании, которое лежало в конверте с надписью «Властям», Рудаков рассказывает, что потерял руку в 1991 году, трудясь на Крайнем Севере в объединении «Якуталмаз». «Получал выплаты по инвалидности от предприятия до 2000 года. Выплаты постепенно снижались, не соответствуя 60% нетрудоспособности. На мои вопросы о причинах в управлении предприятия всегда отвечали, что все делают строго в соответствии с законодательством. С 2000 года выплаты перевели в Фонд социального страхования города Якутска. Чиновники фонда сократили выплаты в 4 раза!» — говорится в письме.
Рудаков начал судиться. Он пытался добиться перерасчета своей пенсии, а также выплаты компенсации от ФСС. По расчетам Рудакова, она должна была составлять около 4 млн рублей. Интересы ФСС в суде представлял Юрий Столетов (24 августа инвалид застрелил его первым).
Суд отчасти встал на сторону Рудакова. К пенсии в 16 тысяч рублей ему добавили еще 4 тысячи, а также назначили единовременную компенсационную выплату в 250 тысяч рублей. Инвалида это не устроило, и он подал кассацию в областной суд. 5 августа Свердловский облсуд оставил решение районной инстанции без изменений. 23 августа сотрудники ФСС перевели на сберкнижку Рудакова деньги. А на следующий день он пришел в фонд с карабином.
«Я не понимаю, почему он это сделал. Наверное, у него что-то было не в порядке со здоровьем», — говорит управляющая Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Роза Зеленецкая.
«Наши люди никогда слова плохо не скажут посетителям, — сказала чиновница «Газете.Ru». — Ведь люди, которые к нам приходят, не по своей воле получили травму на производстве. Мы очень уважительно к ним относимся. За 10 лет работы у нас никаких жалоб от них не поступало».
Управление Генпрокуратуры по УрФО, сотрудники которого нашли в ФСС многочисленные нарушения, обещает проконтролировать, как отделения будут все исправлять.