В четверг в Калининском райсуде Санкт-Петербурга началось рассмотрение по существу уголовного дела о нападении 14 февраля 2009 года группы подростков на двух школьников — Тагира Керимова и Сулеймана Рамазанова. Девятиклассники шли на празднование Дня святого Валентина в свою школу, когда на них напала группа из 25—30 молодых людей. С криками «Убивай хача, мочи хача!», «Бей черных, бей хачей!», «Россия для русских!» и «Крысе — крысячья смерть!» нападавшие повалили Керимова и Рамазанова на землю и принялись избивать. Керимов получил несколько ударов ногами по голове и потерял сознание. 17—19-летние нападавшие разбежались только после того, как Рамазанов накрыл друга своим телом и закричал, что он мертв. Девятиклассник провел несколько месяцев в коме с черепно-мозговой травмой, но ему удалось выжить.
Привлечь к ответственности удалось только шестерых нападавших.
Трое из них находятся под стражей, трое — под подпиской о невыезде. «Так как среди нападавших есть несовершеннолетние, я не стал бы называть их имена и фамилии», — сказал «Газете.Ru» адвокат потерпевших Дмитрий Динзе из межрегиональной правозащитной организации «Агора».
Изначально Следственное управление СКП по Петербургу возбудило в отношении подростков уголовное дело по ч. 2 ст. 111 (причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений) УК РФ, а позднее переквалифицировало статью на ч. 3 ст. 105 (покушение на убийство) УК РФ. Однако, говорит Динзе, к моменту передачи девяти томов уголовного дела в суд в 491-страничном обвинительном заключении все же появилась ст. 282 (возбуждение межнациональной розни) УК РФ.
Чтобы убедить следователей, что «обычный бытовой конфликт» мог вспыхнуть на почве межнациональной розни, стороне потерпевших потребовалось больше полугода.
Первая психолого-лингвистическая экспертиза, проведенная Центром судебных экспертиз Северо-Западного округа, не нашла в фразах «Бей хача!» и «Россия для русских» признаков разжигания межнациональной розни. Эксперт центра Елена Кирюхина в своем десятистраничном докладе писала, что «данные фразы могли как иметь, так и не иметь ксенофобской направленности», что зависит «от мотивов, которыми руководствовались произносившие их». Кирюхина пришла к выводу, что призывы «убивать хачей» скорее носили «иронический» характер и молодые люди выкрикивали их «не всерьез». «Если мотив драки не имел отношения к национализму, то и смысл призыва не будет связан с ксенофобией. Перед дракой фраза «убивай хача» могла представлять призыв как к самому избиению, так и к его началу — боевой клич. В этом случае слова «хач», «черных», «хачей» обозначали того или тех, кого следует начать бить, т. е. указывали на объект агрессии. При этом агрессия могла быть связана с его инакостью по отношению к нападавшим (русским), а могла иметь другое происхождение», — говорилось в заключении лингвиста. Поэтому из отдела по расследованию особо важных дел СКП уголовное дело спустили в УВД по Санкт-Петербургу.
Получив результаты экспертизы, представители «Агоры» попытались оспорить их. «На мой взгляд, информации о том, что школьников пинали по голове 30 славянских парней и кричали «Смерть хачам!», хватает. Это тем более странно, что питерские лингвисты как раз всегда усматривали межнациональную рознь там, где другие этого бы не сделали», — заявил тогда глава организации Павел Чиков. Правозащитники заказали собственную экспертизу независимым специалистам из Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского во главе с кандидатом филологических наук Елизаветой Колтуновой. Те пришли к выводу, что в выкриках нападавших однозначно имелся националистический подтекст. «Даже сами обвиняемые, хотя открыто не причисляют себя к националистических группировкам, на самом деле являются носителями этих взглядов. Известно, что некоторые из них состояли в группировке «Белая сила», а у одного из них вообще кличка Скинок, и известно, что молодой человек часто заходил на националистические сайты», — говорит адвокат Динзе.
Экспертиза, проведенная группой Колтуновой была приобщена к делу в качестве «рекомендательного документа». Уголовное дело снова стало «особо важным», его вернули в СКП. Следователи квалифицировали выкрики нападавших по ст. 282 УК РФ. Теперь подросткам грозит не меньше семи лет лишения свободы.