Российские космонавты, находящиеся на МКС, после президента и премьер-министра России также приняли участие в переписи населения-2010. Переписчик, в роли которого выступила начальник управления статистики населения и здравоохранения Роcстата Ирина Збарская, опрашивала космонавтов из Центра управления полетами (ЦУП), где был организован специальный сеанс связи.
«За восемь лет ничего не изменилось», — сказала Збарская, зайдя в ЦУП. В 2002 году чиновница уже переписывала космонавтов во время первой после перестройки Всероссийской переписи населения. Это была и первая в истории перепись в космосе, говорят в Росстате. В понедельник прошла вторая в мире «космическая» перепись: за прошедшие восемь лет российский опыт никто не повторил. «Сейчас на борту МКС три российских космонавта, и мы просто не могли не воспользоваться ситуацией», — говорит Збарская.
Одного из космонавтов — бортинженера Федора Юрчихина — в космосе переписали второй раз: во время переписи в 2002 году он также был на борту Международной космической станции. Теперь он может попасть в книгу Гиннесса.
Кто придумал переписывать космонавтов восемь лет назад — Росстат или Роскосмос, в ведомстве не говорят: «Как-то пришли общими обсуждениями». Хотя между собой работники Росстата называют перепись космонавтов «хорошей акцией» и не скрывают в кулуарных беседах, что пытаются таким образом привлечь к переписи внимание граждан, руководители службы неизменно говорили журналистам, что опрос космонавтов — «не формальность». «Мы должны переписать каждого человека», — пояснял заместитель руководителя Росстата Максим Дианов.
На перепись космонавтов у Росстата было два сеанса связи — всего 15 минут.
Космонавтов Олега Скрипочку и Александра Калери Збарская, пришедшая в ЦУП в синем шарфе переписчика и с синим портфелем, переписала по аудиосвязи. Федора Юрчихина — по видеосвязи. Один из сотрудников ЦУПа объяснил «Газете.Ru» необходимость двух сеансов «техническими нюансами». «Связь же нам обеспечивает американская сторона. Они и организовывают», — сказал он.
Во время видеосеанса на экране появились все трое космонавтов. В руках у них были переписные бланки: их доставил на МКС грузовой корабль «Прогресс» в сентябре этого года. Бланки они заполнят от руки и отдадут на хранение в Музей переписи, где уже лежат бланки «космической переписи-2002». «Помахайте бланками перед зрителями», — посоветовали космонавтам сотрудники Росстата. Но в условиях невесомости помахать никак не выходило, поэтому в итоге бланки отправили полетать по российскому сегменту станции, где проходил опрос.
Збарская задавала космонавтам вопросы только одного из бланков — Л.
Во-первых, мало времени, пояснили сотрудники Росстата, во-вторых, спрашивать у космонавтов про ЖКХ нельзя: они находятся не дома, а условия на станции для всех космонавтов вне зависимости от гражданства и так всем известны. «На эти вопросы за них ответят семьи», — объяснили специалисты. Калери, Скрипочка и Юрчихин по очереди ответили в каком году родились, состоят ли в браке, какое имеют образование и имеют ли какую-либо ученую степень, сколько у них источников дохода, работают ли по найму и владеют ли русским языком. Отвечая вопрос о национальной принадлежности, все трое космонавтов сказали, что они русские (перед тем как начать заполнять бланк, каждый подтвердил, что готов огласить свои личные данные в присутствии журналистов и работников ЦУПа), сообщили, что являются гражданами России, владеют русским и английским языками. Юрчихин рассказал, что является кандидатом экономических наук, а кроме русского и английского немного говорит по-гречески.
Перепись космонавтов, по словам Збарской, «прошла удачно», несмотря на то что чиновница волновалась. И в целом, добавила она, перепись пока проходит в штатном режиме. У Росстата уже есть данные о том, сколько человек к 18 октября заполнили бланки или пришли в стационарные пункты переписи, но журналистам об этом рассказывать не стали.
Збарская добавила, что за выходные в переписи участвовало меньше граждан, чем ожидалось.
«В выходные стояла хорошая погода и, видимо, многие уехали за город», — отметила чиновница. В районные и главные управления Росстата поступают и жалобы на переписчиков, но Збарская отметила, что их немного. «В основном поступают жалобы на поведение переписчиков. Хочу отметить, что мы рассматриваем только подписанные жалобы. Разобраться с анонимными сложно», — сказала Збарская. На переписчиков пожаловались и журналисты, успевшие принять участие в переписи. Кто-то из переписчиков, рассказывали корреспонденты, потребовал у них сказать национальность мужа или жены, хотя эту графу должен заполнять опрашиваемый только лично, кто-то из них делал в бланках орфографические ошибки. «Прокомментировать ничего не могу. Каждую жалобу надо рассматривать индивидуально», — отрезала Збарская.