В понедельник в Мосгордуме обсудили федеральный законопроект «О полиции», подготовленный по инициативе президента в рамках реформы МВД и призванный сменить действующий с 1991 года закон «О милиции». Профильные комиссии городского парламента собрались на свое совместное заседание раньше положенного времени (до внесения законопроекта в Госдуму) по просьбе председателя Совета федерации Сергея Миронова, интересующегося мнением региональных парламентов.
Мнение столичных депутатов оказалось неоригинальным. «Я уже участвовал во многих обсуждениях этого проекта, и в 99% процентах случаях отношение к нему негативное, — заявил зампред комиссии по безопасности Сергей Гончаров. – Сейчас документ находится у Нургалиева на переработке. Но исправить его невозможно — легче подготовить новый».
По мнению депутатов, в новый «полицейский» закон перешли все недостатки закона «О милиции»,
в частности коммерческая деятельность (охрана по договорам) и «возможность кошмарить бизнес». А заодно добавились новые коррупциогенные нормы, прямые противоречия с действующим законодательством и даже между разными статьями законопроекта. Кроме того, по словам депутатов, закон изобилует расплывчатыми формулировками и отсутствием критериев оценки достижения цели. Например, в статье 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан» говорится, что «полиция должна стремиться к тому, чтобы действия ее сотрудников, при всей своей строгости и решительности, были обоснованными и понятными для граждан».
В той же статье говорится о том, что «сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены». «Получается, сотрудник полиции может дать гражданину по морде, а потом сказать «извини, ошибся» — и все в порядке», — возмущался депутат Валерий Шапошников. Гончарову больше «понравилась» ст. 5 «Соблюдение прав и свобод граждан». «В п. 3 говорится, что сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию. А что, сегодня милиции это разрешено? – заявил он. – Это же маразм, который сам уже вызывает опасения».
Но больше всего раздражает депутатов новое название старого ведомства.
Спикер Мосгордумы Владимир Платонов напомнил, что переименование ГАИ в ГИБДД дало нулевой эффект. А Гончаров подсчитал, что только замена двух первых букв в названии блюстителей порядка будет стоить бюджету от 3 до 7 млрд рублей.
Замначальника ГУВД Москвы Александр Мельников оказался более прогрессивно настроенным. Оговорившись, что большинство сотрудников, особенно представители старшего поколения, категорически против переименования и боятся, что их будут называть «полицаями», сам он поддержал идею президента. По его словам, переименование благоприятно отразится на «международном взаимодействии», поскольку «все страны СНГ давно уже преобразовали милицию в полицию».
Больше ничего положительного Мельников в законопроекте не нашел. Как не нашел в нем и следов многочисленных предложений, направленных разработчикам от имени столичного ГУВД и Академии управления.
Впрочем, в ГУВД, как и в Мосгордуме, вообще не видят особой необходимости в новом законе.
По словам Платонова, в закон «О милиции» с 1992 года было внесено 40 поправок, и сегодня он «живой» и «рабочий». «Какие надо добавить милиции полномочия? Чего вам вообще не хватает такого, что отсутствует в действующем законе и что позволит вам лучше работать?» — поинтересовался он у Мельникова. «Денег», — лаконично ответил представитель ГУВД, добавив, что полномочий у ведомства с избытком и оно с удовольствием бы от них избавилось.
«Сейчас самое главное — решить вопрос с финансированием милиции, как бы она ни называлась, создать условия, чтобы люди выстраивались в очередь за этой работой, а не привозить их из других регионов, — заявил Платонов. – После чего можно начать подготовку кодекса РФ «О милиции» (я надеюсь, что полиции у нас не будет), куда войдут основные положения действующего закона, вопросы финансирования и социальных гарантий».
Во вторник Мосгордума сообщит свое мнение в Совет федерации. Впрочем, этот документ, скорее всего, останется Миронову для внутреннего пользования. Две недели, отведенные президентом для доработки документа (с учетом прошедшего общественного обсуждения), заканчиваются в ближайшую пятницу. И маловероятно, что за оставшиеся 3 дня Миронов сможет проанализировать и представить в МВД пожелания субъектов, а ведомство успеет внести эти поправки в итоговый документ.
Между тем московские милиционеры активно обсуждают судьбу доплаты к своему денежному содержанию после отставки Юрия Лужкова.
«Так называемая «надбавка Лужкова» составляет половину денежного довольствия сотрудника: 13 тысяч рублей ему платит государство, еще столько же мэрия. Для тех, у кого оклад повыше, надбавка может составлять около 8 тысяч рублей, по-разному для разных подразделений», — объяснил «Газете.Ru» лидер столичного профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин. По его словам, «точно никто ничего пока не знает, но в некоторых подразделениях сотрудникам неофициально заявили, что за октябрь они получат надбавки — и все». «Сотрудники грозятся уволиться», — рассказал Пашкин.
По словам председателя комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семеникова, доплаты к зарплате сотрудникам правоохранительных и воинских структур, участвующих в обеспечении охраны общественного порядка на территории Москвы, заложены в бюджете нынешнего года и в проекте бюджета на 2011 год. Однако дальше все будет зависеть от нового закона. С одной стороны, ст. 49 проекта предусматривает право субъекта федерации на финансовую поддержку органов внутренних дел и не содержит прямого запрета участия местных бюджетов в оплате труда полиции. С другой – относит оплату труда их сотрудников к расходным обязательствам РФ.
Кроме того, согласно Указу президента о совершенствовании деятельности органов внутренних дел, с 2012 года финансирование милиции общественной безопасности передается с регионального на федеральный уровень (криминальная милиция и так содержится полностью за счет средств бюджета РФ). По мнению президента, это позволит органам правопорядка не зависеть от региональных властей и работать без «оглядки» на них. «Взаимодействие федерального центра и субъектов – ключевой вопрос. Именно в нем решается вопрос доплат, и он станет предметом наших поправок», — рассказал Семенников.