Как стало известно в среду, дело о крупном хищении в Стромынском отделении Сбербанка в Москве передано в суд. «Заместитель генпрокурора Владимир Малиновский утвердил обвинительное заключение по уголовному делу», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Генпрокуратуры. Уже известно, что рассмотрением дела займется Преображенский районный суд столицы, однако дата первого заседания пока не назначена.
Пять фигурантов дела обвиняются в мошенничестве. Сумма похищенных у Сбербанка средств, по данным следствия, составила почти 300 миллионов рублей.
Дело расследовали сотрудники следственной части при Главном управлении МВД России по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО). Как уточнили в прокуратуре, Сергея Кочукова, Геннадия Драпкина и Светлану Дианову обвиняют по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), а Любовь Шульгину и Владимира Синицына — по ч. 5 ст. 33 и ч. 4 ст. 159 УК (пособничество мошенничеству). Максимальный срок, грозящий фигурантам дела, — до 10 лет лишения свободы.
Как выяснили следователи, с мая по ноябрь 2007 года обвиняемые, предоставив фиктивные документы в Стромынское отделение Сбербанка в Москве, получили несколько кредитов на общую сумму 299 млн 999 тыс. рублей.
Ранее сообщалось, что предполагаемые мошенники использовали не только поддельную документацию несуществующих фирм (так называемых компаний-однодневок), но и физических лиц: например, несколько кредитов были оформлены на умерших людей.
Первых фигурантов уголовного дела оперативники ДЭБ МВД задержали весной и летом 2009 года, а позже сообщили, что соучастниками преступления могли быть руководящие сотрудники Стромынского отделения, а также сотрудники службы безопасности банка.
В среду ни в прокуратуре, ни в пресс-службе Сбербанка не уточнили, кто из обвиняемых раньше работал в банке. Согласно данным на официальном сайте Сбербанка, из Стромынского отделения в 2009 году по п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса России (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя) были уволены четыре человека, среди которых нет ни одного фигуранта дела. «Любая банковская операция, будь то выдача кредита, перечисление средств или выдача крупной наличной суммы, — это определенная технологическая цепочка операций, в которой принимают участие сотрудники. Если люди, отвечающие за совершение всего цикла операции в этой цепочке, сумеют договориться, тогда возможно организовать и реализовать уголовно наказуемое деяние», — рассуждали после возбуждения дела московские банкиры об использованной злоумышленниками преступной цепочке.
Одной из компаний, которая брала кредиты в отделении на Преображенской площади, была ярославская «Вист сервис». Ее руководство представило в банк сфальсифицированную бухгалтерскую отчетность и поддельные документы, доказывающие наличие у фирмы имущества, достаточного для получения крупной суммы в кредит. Ее директора Александра Кочукова арестовали одним из первых. Как уточнили в среду в Генпрокуратуре, Кочуков уже осужден — Преображенский суд рассмотрел дело в отношении предпринимателя в особом порядке.
Кочуков полностью сознался, рассказал о роли своих подельников и по результатам досудебной сделки со следствием получил 3 года и 3 месяца лишения свободы.
Признают ли вину остальные фигуранты дела — пока не сообщается. В прокуратуре добавили лишь, что у пятерых обвиняемых были сообщники, их личности устанавливаются.
Как признал в начале 2010 года Сбербанк, ущерб от деятельности мошенников (похожие группировки орудовали не только в Стромынском, но и в Люблинском и Мещанском отделениях Москвы) составил более 35 млрд рублей. После задержания управляющей Люблинским отделением Ольги Гладниковой, а также сотрудников банка Фатимы Лоховой и Владислава Валиева руководитель Сбербанка Герман Греф вынужден был обратиться к главе МВД Рашиду Нургалиеву с «просьбой поручить расследование обстоятельств произошедшего наиболее опытным сотрудникам».