Подмосковное управление СКП возбудило уголовное дело о халатности по факту пожара в деревне Моховое Луховицкого района Московской области, в котором погибли 15 человек. В считанные минуты здесь сгорели 12 одноэтажных домов, три двухэтажных многоквартирных кирпичных дома, пострадало множество квартир в других многоэтажных домах. Как считают в СКП, «произошедшее стало возможно ввиду непринятия надлежащих мер к организации противопожарной безопасности со стороны должностных лиц администрации Луховицкого района Московской области, а также городского поселения Белоомут Луховицкого района». По ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность) предусмотрено до семи лет лишения свободы.
По словам представителя следственного управления СКП по Московской области Юлии Жуковой, обвинение пока никому не предъявлено: дело возбуждено по факту пожара, а конкретные фамилии подозреваемых появятся в ходе расследования. «В рамках уголовного дела проводятся следственные действия. Мы исследуем обстоятельства произошедшего, должностные инструкции и деятельность чиновников», — рассказала Жукова «Газете.Ru».
Пострадавшими, по данным ведомства, считаются 150 человек.
Моховое считается одной из самых пострадавших от пожаров деревень в Подмосковье. Село сгорело вечером 29 июля — погибли 12 местных жителей, двое пожарных и механизатор.
Огонь в деревню из горящего между поселком Белоомут и Моховым леса принес ураганный ветер. Пожарные попали под огненный шторм: в лесу обычный пожар перешел в верховой. Там же погиб копавший заградительные полосы бульдозерист из Ногинского района Павел Латровкин.
Жители спасались из охваченной огнем деревни как могли – на частных машинах и даже пешком через пылающий лес.
Ужасные подробности пожара сразу появились в интернете. Видеокадры сопровождались не менее отчаянными комментариями. «Посёлок никто не тушил! Наше хваленое МЧС даже не появилось! Власти не приняли никаких мер по эвакуации населения Мохового, хотя огонь шёл на посёлок в течение трех часов. Когда на посёлок обрушился шквал кругового огня, у кого был личный транспорт, те и уезжали в чём были. Те, у кого не было личного транспорта, залезали в погреба, где и сгорели. Два инвалида — одна бабушка лежачая и мужчина без одной ноги — сгорели заживо. Трое пропали без вести — скорее всего убежали в лес, где и сгорели. Потому что никто не пришёл им на помощь!» — рассказывали очевидцы.
По словам граждан, ни в одной деревне или поселке Московской области не было предпринято противопожарных мер — нет пожарных прудов, пожарных частей, патрулирования. «Белоомутская пожарная часть № 230 оборудована двумя машинами. Одной 15 лет, другой 25 — и это на посёлок, где проживают 6,5 тысяч, плюс ещё Моховое». Когда огонь подошел вплотную, жители Мохового и Белоомута звонили и просили о помощи. «В администрации Московской области и местной власти Луховицкого района сказали: «Справляйтесь своими силами», — рассказывали они. — И это, когда при таком ветре идёт верховой огонь по вековому лесу! Четыре пожарные машины тушили лес, где верховой огонь, причём заправляться ездили за пять километров — это же просто бесполезно. Два месяца горели торфяники и лес! А технику не пригнали! Аномальная жара! И ни каких мер! Ничего сделано не было!»
Получить комментарий в Луховицкой районной администрации в понедельник не удалось. В администрации городского поселения Белоомут, к которому территориально относится Моховое, «Газете.Ru» рассказали, что ожидали возбуждения уголовного дела. Однако, как утверждают чиновники, предотвратить катастрофу было не в их силах.
По словам замглавы администрации поселения Александра Панова, изначально существовала угроза для Белоомута, и предусмотреть, что ураганный ветер «развернет надвигающийся пожар на 180 градусов, было невозможно». «Уничтоживший Моховое пожар был уже вторым за день: первый прошел мимо, не зацепив деревню, — рассказал Панов «Газете.Ru». – Глава администрации Роман Кусков был в это время в Моховом. Он позвонил мне и сказал, что деревню отстояли. В этот момент огонь шел с двух сторон на Белоомут, и Кусков сорвался сюда».
Помощь в деревню, как и пожарные расчеты, пришла слишком поздно, признается чиновник.
Но огонь, по его словам, распространялся с такой скоростью, что от него не могли убежать даже косули. К тому же пожар еще и отрезал деревню от Белоомута. В итоге Мохового «не стало за 13 минут».
Что до организации противопожарной безопасности, то, по словам Панова, все существующие требования в поселении выполнялись. «16 июля к нам приезжала комиссия МЧС, и я сам сдавал им опашку, сделанную вокруг деревни, гидранты, информационные стенды, — рассказал чиновник. – Проверяющие даже отметили, что давно не видели так подготовившихся поселений. Пожарный пруд к этому времени, правда, пересох, но этим летом даже на реке паромы садились на мель».
Другое дело, что нынешние требования явно недостаточны и практически не защищают населенные пункты, считает Панов. «У нас хромает Лесной кодекс, — заявил он «Газете.Ru». – Нужны не опашки, а защитные полосы вокруг деревень. Хвойный лес – это страшная угроза: он горит мгновенно, даже сырой».
«Если бы в радиусе 150 метров вокруг Мохового был выпилен лес, трагедию можно было бы предотвратить», — считает он.
Сейчас на месте деревни пепелище: уцелели только два дома и детский сад. По данным администрации, во время пожара в деревне находились 357 человек — все они считаются пострадавшими. Жителей Мохового разместили вначале в общежитии ПТУ № 23, а ближе к началу учебного года погорельцам временно выделили квартиры на территории ближайшей воинской части. К ноябрю им обещают жилье в строящихся для них 150 домах в Белоомуте (прописаны в деревне были около 125 семей). Само Моховое восстановлению не подлежит.