О том, что в редакцию журнала «Артхроника» пришла милиция, стало известно в среду. «Редакцию журнала посетил оперуполномоченный центра по противодействию экстремизму ГУВД города Москвы Алексей Галунин. Он сообщил, что в их организацию поступило заявление, в котором журнал обвиняют в оскорблении чувств православных верующих», — говорится в сообщении на официальном сайте издания.
Претензии заявителя — православного мецената Сергея Шмакова — сводятся к тому, что журнал «дает трибуну» осужденным по делу о выставке «Запретное искусство-2006» Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву и публикует работы, оскорбляющие чувства верующих.
Как рассказала «Газете.Ru» главный редактор «Артхроники» Милена Орлова, сотрудник милиции пришел в редакцию в минувший четверг. С собой он принес заявление, на основании которого проводится проверка. «Он показал мне этот документ. В нем говорилось, что господин Шмаков возмущен иллюстрациями к статье «Крестовый подход», опубликованной в апрельском номере журнала, среди которых якобы есть экспонаты выставки «Запретное искусство», что не соответствует действительности», — говорит Орлова.
По словам редактора, Шмакова возмутило также то, что журнал дает слово фигурантам уголовного дела. Конкретных фамилий заявитель не называет, однако в «Артхронике» полагают, что речь идет о кураторе Андрее Ерофееве, который является колумнистом журнала. Орлова рассказала, что милиционер спросил у нее, соответствуют ли действительности указанные в заявлении сведения, а также поинтересовался, преследовала ли редакция цель оскорбить чувства православных верующих.
В «Артхронике» ответили отрицательно, добавив, что и работ, упомянутых в деле Самодурова и Ерофеева, в качестве иллюстраций к указанной статье не печатали.
«Номер журнала, о котором идет речь, был посвящен взаимоотношениям церкви и современного искусства. Поводом обсудить эту тему стала первая в России выставка неканонического религиозного искусства в действующем храме святой Татьяны под названием «Двоесловие», — говорит Орлова.
На сайте журнала опубликован полный текст статьи и все иллюстрации к ней: фотография с перформанса Олега Кулика «Новая проповедь», фрагмент картины Айдан Салаховой «Предназначение», «Папа» Владислава Мамышева-Монро, «Хлеба» Анатолия Осмоловского, листовка к акции «Агитация за искусство» Дмитрия Пиликина, «Ева» Константина Худякова, инсталляция «Просвещение» арт-группы «Газа». Ни одна из этих работ не была представлена на выставке «Запретное искусство-2006».
Но даже если бы журнал опубликовал работы с выставки, его было бы не в чем упрекнуть, говорит искусствовед и куратор «Запретного искусства» Ерофеев. Суд признал незаконным сам факт выставки, а работы художников экстремистскими материалами не объявлял.
«Художники к ответственности не привлекались. Согласно решению суда, сами по себе картины не являются экстремистскими материалами, незаконным был признан лишь акт их публичного экспонирования, то есть выставка этих работ в музее им. Сахарова», — сказал он «Газете.Ru». «Пока суд не вынесет соответствующего решения и материалы не будут включены Минюстом в список экстремистских, публикация их в СМИ возможна. Если суд счел эти материалы экстремистскими, то руководство журнала может быть привлечено к ответственности», — пояснил «Газете.Ru» директор Института информационного права Андрей Рихтер.
В «Федеральном списке экстремистских материалов», который опубликован на официальном сайте Минюста, нет ни экспонатов «Запретного искусства», ни работ, которыми проиллюстрирована статья «Артхроники».
«Религиозная тема — одна из важнейших в искусстве. Сложившаяся ситуация, когда любое произведение, которое касается этой темы даже косвенно, пытаются истолковать как оскорбление верующих, кажется мне абсурдной. Приведу пример: весной в Третьяковской галерее была выставка Александра Дейнеки. Так вот, он 10 лет посвятил работе в журнале «Безбожник у станка», в котором публиковались его карикатуры на священнослужителей. Если следовать этой логике, их тоже нужно запретить, но это же часть творческого наследия прославленного художника», — рассуждает редактор «Артхроники».
«На мой взгляд, эта проверка — продолжение той кампании подавления, «наезда» на современную российскую культуру (не только на современное искусство, но и на театр, кино, литературу), который осуществляют ультраправые политические активисты и примкнувшие к ним православные граждане. Цель этой кампании — загнать культуру в подполье», — считает искусствовед Ерофеев. Он сообщил, что фамилия заявителя — предпринимателя Шмакова — ему незнакома, в списке тех, кто посчитал себя потерпевшими по делу о выставке «Запретное искусство», он не фигурировал.
Сергей Шмаков, по данным СМИ, является президентом группы компаний «Сапсан», которая специализируется на строительстве коттеджей. В прошлом он серьезно занимался автоспортом, участвовал в ралли «Париж — Дакар», где занял 11-е место, а также организовал собственные соревнования — Кубок «Сапсана». С 1992 по 1996 год Шмаков занимал пост заместителя губернатора Чукотского автономного округа. Впрочем, заявление он подписал не как предприниматель или спортсмен, а как меценат — учредитель благотворительного фонда «Иваново дело».
Ранее фамилия Шмакова фигурировала в прессе в связи передачей иконы Богоматери Одигитрии из Русского музея в храм Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке «Княжье озеро».
Бизнесмен являлся одним из инициаторов переноса иконы, что и было сделано вопреки протестам музейщиков, которые считали, что в храме не смогут обеспечить условий для ее хранения. На выдаче старинного и хрупкого образа настояло Министерство культуры по запросу патриарха Кирилла. Поселок, в котором находится храм, был построен компанией «Сапсан», принадлежащей Шмакову.
Связаться с самим бизнесменом в четверг не удалось.
В ГУВД Москвы отказались сообщить, чем закончилась начатая центром Э проверка.
«Мы видели сообщения в СМИ, однако никак не можем их прокомментировать», — отрезали в пресс-службе столичной милиции. В «Артхронике» говорят, что милиционер Галунин не уточнил, в какой срок станут известны результаты проверки.