В Ленинском районном суде Томска начался процесс над 26-летним бывшим милиционером Алексеем Митаевым. Он обвиняется в жестоком убийстве 47-летнего журналиста Константина Попова, который попал в медвытрезвитель в январе этого года. Как сообщил РИА «Новости» представитель суда, заседание началось в 14.30. Ранее слушания откладывались из-за неявки адвоката подозреваемого.
«Заседание проходит в закрытом режиме, и я полностью с этим согласен, — сообщил «Газете.Ru» замредактора издания «Томские новости» и представитель Томского областного союза журналистов Александр Красноперов. — Речь идет о деликатных деталях, в том числе личного плана».
Красноперов рассчитывает на справедливое разбирательство: по его ощущениям, «томское судейское сообщество все-таки отличается от «басманного» суда». «Этому есть свои подтверждения», — пояснил Красноперов. В качестве примера он привел решение суда по убийству предпринимателя Игоря Вахненко. Тогда обвиняемый — бывший милиционер Геннадий Никифоров — получил 24 года. «Однако в деле Никифорова остались вопросы, — добавил Красноперов. — Он проходил по делу один, а на процессе выяснилось, что его показания — он выбросил предпринимателя с 4 этажа — не совпадают с показаниями судмедэкспертов, которые не нашли повреждений, характерных для падения с большой высоты». Журналист не исключил, что в преступлении могло быть несколько участников. Похожая ситуация и с делом Попова. «Я знаю, что у многих есть недовольство ходом следствия — явно не только один человек участвовал в произошедшем в вытрезвителе», — сообщил Красноперов. Он высказал надежду, что суд все-таки установит истину.
Константина Попова забрали в вытрезвитель 4 января 2010 года по заявлению соседей, которым не нравилась громкая музыка и шум из квартиры. По другим данным, милицию вызвала жена Попова.
В вытрезвителе к нему применили «мягкую скрутку» (связали) и оставили в покое. По данным СКП Томской области, мужчина не сопротивлялся, не было никаких причин для агрессии сотрудников милиции. По версии следствия, отработав смену, милиционеры оделись и ушли, однако один из них, Алексей Митаев, почему-то вернулся и начал избивать журналиста.
В ход, рассказывает источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, пошли не только кулаки, но и лежавшая в комнате швабра, которой журналиста изнасиловали. По другим данным, милиционер орудовал металлическим карнизом. Спустя несколько часов Попова отпустили домой, где ему стало плохо. В больницу его привезли в состоянии комы. Врачи диагностировали разрыв внутренних органов. 20 января Попов скончался, не приходя в сознание.
Когда история просочилась в СМИ, милиционер Митаев пришел к следователям с повинной, а 15 января его арестовали, предъявив обвинение по ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ. Если его признает виновным суд, экс-милиционеру грозит 15 лет лишения свободы за тяжкий вред здоровью и до 10 лет за превышение полномочий.
19 января вытрезвитель, в котором работал Митаев, был закрыт, а его начальство уволено. Как сообщает РИА «Новости», на одном из допросов Митаев объяснил, что избил журналиста из-за личных неурядиц. По словам милиционера, в последнее время он жил на две семьи и с трудом налаживал отношения с тремя детьми, что и стало причиной срыва.
Это дело вызвало в Томске настолько сильное негодование общественности, что это привело к отставке главы областного УВД Виктора Гречмана.
«Союз журналистов приложил немало усилий для того, чтобы Гречмана сняли, он очень не хотел уходить», — отметил Красноперов. Вместе с тем он уточнил, что журналистское сообщество выступило в данном деле не столько с точки зрения корпоративных интересов, сколько представляя мнение всего общества. «Попова нельзя было назвать активно пишущим журналистом, просто в городе произошло наслоение череды резонансных преступлений, и люди поняли, что подобное может произойти с каждым», — сказал замредактора. Он добавил, что власть в области почувствовала изменения настроения людей. «Власть начинает поддаваться на давление общества и идет на уступки», — добавил Красноперов.