В воскресенье днем по Суворовской площади в Москве катила крытая брезентом синяя «Газель». На красном сигнале светофора с ней поравнялись пятеро мотоциклистов. Их лиц за черными шлемами ни водитель, ни прохожие разглядеть не могли. Зато хорошо было видно, как все пятеро достали острые железные прутья и воткнули в шины «Газели». Из машины выскочили грузчики и разогнали налетчиков. Дальше на Пушкинскую площадь «Газель» поехала на полуспущенных колесах.
В машине везли колонки и звукоусилитель для митинга в поддержку Химкинского леса, который через четыре часа должен был начаться у памятника Пушкину.
На оцепленную ОМОНом и военными площадь «Газель» все равно не пустили. На Тверской ее остановил дорожный патруль. Полковник сначала долго проверял у водителя разрешение на въезд в центр города, а потом усомнился, не украдены ли колонки, и для разбирательств отогнал машину к ОВД «Китай-город». Митинг, где в поддержку Химкинского леса должен был выступать Артемий Троицкий, петь Юрий Шевчук и играть группа «Барто», остался без звука.
«Зачем вы занимаетесь мелкими пакостями?» — кричал один из организаторов митинга Михаил Кригер на милицейского полковника. «Зато вы делаете одну большую пакость. Нельзя звукоусиливающее оборудование, возьмите вот мегафон и все», — огрызался милиционер. «Сколько я с вами встречаюсь на митингах, вы каждый раз придумаете какой-нибудь новый способ нам мешать! Вот придет Шевчук, будете сами с ним объясняться!» — Кригер срывался на крик. Шансов провести концерт оставалось все меньше и меньше: колонки за оцепление не пропускали, а заявители мероприятия, чье присутствие для проведения акции обязательно, по одному оказывались в ОВД. Во время несанкционированной акции на Новом Арбате задержали члена московской «Солидарности» Михаила Шнейдера. Забрать в отделение протестовавшего вместе с ним правозащитника Льва Пономарева милиционеры забыли, но вспомнили о нем, когда он подходил к кинотеатру «Пушкинский».
Шнейдера и Пономарева держали в ОВД до позднего вечера, а ночью увезли в суд.
На свободе оставался только один заявитель — Александр Долгалев из «Гражданского долга». Чтобы избежать новых задержаний, активисты, позвав с собой репортеров, двинулись встречать музыкантов во главе с координатором Петром Верзиловым у кафе напротив Новопушкинского сквера. «У них тогда духу не хватит всех задерживать. Тут же пресса», — рассуждали защитники Химкинского леса. На бульваре уже стояли лидер группы ДДТ Юрий Шевчук, Михаил Борзыкин из группы «Телевизор», музыкальный критик Артемий Троицкий и певица Катя Гордон. «Ну что, ребятки, пойдем?» — Шевчук покрепче обхватил гитару и двинулся вдоль уставленной милицейскими автобусами улицы. Из-за обилия телеоператоров и вспышек фотокамер казалось, что Шевчук идет не петь на митинге, а снимается в клипе на новую песню. Под одобрительные выкрики случайных прохожих «Да это же Шевчук!», «Юра, вы молодец!» рокер и журналисты двинулись к памятнику Пушкину, по дороге к ним присоединилась лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова.
Не увидев внутри оцепления ни сцены, ни колонок, Шевчук пожал плечами, расчехлил гитару и, присев на ступеньки, запел: «Боже, сколько лет я иду, но не сделал и шага».
На площади в это время было не больше 800 человек — остальные еще не прошли сквозь рамки металлодетекторов. Шепотом, стесняясь, они начали подпевать. Шевчук перебирал струны гитары, площадь шелестела. «Никогда его не любила, но сейчас это круто», — выдохнула одна из участниц акции.
К шести вечера Пушкинская наполнилась под завязку. Не было места даже на ступеньках перед кинотеатром. «Все приличные люди здесь», — оглядываясь, комментировал столичный политобозреватель. Приличных людей к тому времени набралось уже около трех тысяч. Не хватало музыкантов. Так, группу «Вежливый отказ» на площадь не пустили. «С музыкальными инструментами нельзя», — уперлись милиционеры, побоявшиеся остановить часом раньше Шевчука с гитарой. Сергей Галанин, как и Александр Ф. Скляр, неделей раньше записывавший видеообращение в защиту леса, на митинг приехать отказались.
«Надо нашему народу очухаться от этого наркоза: «Лада-Приора», телек и каникулы в Египте», — обращался к собравшимся через сломанный мегафон Артемий Троицкий. «Нам не дают нормально дышать. Ну что мы еще должны сделать, чтобы нас услышали?!» — кричала Чирикова.
«Пора поджигать машины ментов. Я готова, а ты готова?» — спрашивала солистка группы «Барто». Депутат Антон Беляков показывал подписанное в мэрии разрешение на провоз звуковой техники для митинга и извинялся перед участниками за поведение ГУВД. Но звук доходил только до первых рядов. Так три часа, не слыша ни слова из речей выступающих, тысячи людей стояли на площади и не расходились.
Последний раз тысячи участников собирались в Москве на гражданскую акцию полгода назад: 19 января, в годовщину убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, по бульварному кольцу прошел многочисленный марш в их память. Как и тогда, в воскресенье на Пушкинскую пришли далекие от политики москвичи: молодые мамы с детьми, художники, сценаристы, студенты, менеджеры и пенсионеры.
«Вообще-то, я должна была сегодня ехать в Подмосковье смотреть квартиры, я квартиру покупаю. Но подумала, что совесть замучает, если сюда не приду», — сказала «Газете.Ru» одна из участниц митинга. «Как-то неудобно стало прикрываться своей аполитичностью. Вот первый раз пришел, теперь 31-го на Триумфальную еще пойду, правда, там, говорят, страшнее», — объяснил другой.
Их тут же агитировали принять участие в другой акции — ее через дорогу проводили члены прокремлевского движения «Наши». Вооружившись мегафонами, они призывали «тех, кому действительно важен Химкинский лес, не заниматься песнями и плясками, а поехать и убрать его от мусора». Для этого «нашисты» пригнали к Новопушкинскому скверу три автобуса, которые должны были отвезти волонтеров и случайных добровольцев на место. Все они стояли пустыми. Как рассказал «Газете.Ru» один из активистов, представившийся Григорием, привлечь добровольцев с противоположной стороны улицы действительно не удалось, но убирать лес все равно поедут около 30 членов движения. «Так, как это делают люди на том митинге, лесу не поможешь, мы вот решили убрать его от мусора», — объяснял Григорий. Продолжатся ли такие поездки после митинга оппозиции, он не знал.
Акцию «Наших» в отличие от трехтысячного митинга предварительно осветило Центральное телевидение: телеканал «Вести 24» дал сюжет об уборке территории, которая проходит вместо концерта на Пушкинской, еще в субботу в вечернем новостном выпуске в 19.00. Пресс-служба ВГТРК назвала заранее заготовленный сюжет «ошибкой редактора, который не сориентировался в информационном потоке».