Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), ответственное за профилактику и тушение лесных пожаров, могут напрямую подчинить правительству. «Считаю целесообразным вывести Федеральное агентство лесного хозяйства в прямое подчинение правительства, соответствующее предложение будет направлено Дмитрию Медведеву», — сказал премьер-министр Владимир Путин во вторник в Рязани на совещании по вопросу об использовании технологий ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития российских регионов. По словам Путина, много вопросов, связанных с пожарной безопасностью, находятся на стыке различных ведомств.
Из-за этого, отметил премьер, который в 2004 году и начал административную реформу, их не регулируют должным образом, а многочисленные службы, которые на сегодняшний день ответственны за сохранение и предотвращение лесных пожаров, «не могут работать спокойно».
С 2008 года в рамках реформы Лесного кодекса созданный в 2004 году Рослесхоз подчиняется Министерству сельского хозяйства (Минсельхоз) и согласовывает все свои решения с ним. До этого Рослесхоз входил в Министерство природных ресурсов и экологии России (Минприроды), которое после передачи агентства Минсельхозу осталось ответственным только за заповедные леса.
Во вторник комментариев о предложении Путина ни в Минсельхозе, ни в Рослесхозе получить не удалось.
Рослесхоз занимается охраной лесов, их инвентаризацией и восстановлением. Полномочия по профилактике и тушению пожаров в ходе реформы Лесного кодекса в 2008 году были переданы регионам — Рослесхоз контролирует эффективность их действий. Напрямую агентство отвечает только за пожарный надзор в лесах Московской области. На федеральном уровне, как говорят эксперты, фактически агентство представляет лесников. Они прямому подчинению правительству будут рады, считают эксперты. В этом случае им легче защищать свои интересы и заниматься отраслевым лоббированием, которое в условиях контроля со стороны нескольких региональных структур практически невозможно.
По словам экспертов, подчинение Рослесхоза напрямую правительству может действительно помочь более оперативно реагировать как на нарушения регионов в области охраны леса, так и на чрезвычайные ситуации. «Ни в Минсельхозе, ни в Минприроды агентство было не на месте. Так ведомство будет вынесено отдельно на федеральный уровень. Определенные административные решения, в том числе и финансовые, в случае подчинения правительству можно будет принимать более оперативно», — считает координатор «Лесной кампании» Международного социально-экологического союза Владимир Захаров.
Эксперт также отметил, что, возможно, после передачи Рослесхоза правительству к мнению агентства на селекторных совещаниях будут относиться серьезней.
«Как правило, на совещаниях, где обсуждаются вопросы леса, в том числе и на совещаниях, посвященных пожарам, представитель Рослесхоза присутствует, но за спинами министров. Может, теперь руководитель агентства, отвечающего за охрану леса, будет более заметен и лесники услышаны», — отметил Захаров. Впрочем, по мнению экспертов, эффективность административной перестановки пока в полной мере оценить нельзя. Неясным остается, будут ли у агентства теперь какие-то новые полномочия и функции. «Необходимо посмотреть на реализацию идеи, важно какое у нее будет наполнение. Возможно, это станет и косметическим решением», — отметил Захаров.
«Газета.Ru» уже писала о необходимости новой реформы лесных хозяйств — она стала очевидной во время ставших стихийным бедствием лесных пожаров.
После вступления в силу нового Лесного кодекса лесники, по их собственным словам, стали заниматься в основном бумажной работой, многих сотрудников лесничеств уволили, а территория для контроля каждого лесника стала слишком большой. Станет ли смена статуса Рослесхоза первым шагом к изменению законодательства — пока неясно.
В то же время эксперты отмечают, что только переподчинением агентства правительству проблемы решить нельзя.
«Фактически подобные меры укрепляют структуру управления, которая у нас складывается. Ее давно уже сравнивают с перевернутой пирамидой: все управления сводятся к одной точке верховной власти, — сказал «Газете.Ru» директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Устойчивость такой пирамиды не очень высокая: чем больше так делаем, тем больше рисков, что все в один момент рухнет. Невозможно будет одному правительству контролировать все органы федеральной власти. Если прорвется где-то в другом месте, то опять надо будет все подчинять правительству? Это неправильно».
Напомним, что переподчинение федеральных служб и агентств в правительстве России происходило уже не раз с того момента, как этот тип ведомств появились в структуре правительства в 2004 году. Например, тот же Минсельхоз ранее потерял контроль над Государственным агентством по рыболовству — оно было подчинено напрямую премьер-министру в мае 2008 года. Непосредственно в подчинении премьера находятся службы, деятельность которых считается наиболее важной и заметной — например, ФАС или Росфинмониторинг. Выведение службы из подчинения министерства снижает аппаратный вес и влияние министра. Так, в 2006 году аппаратное поражение потерпел министр экономического развития и торговли Герман Греф, когда из его подчинения была выведена Федеральная таможенная служба.
Несколько раз службы, подчинявшиеся премьеру, наоборот, передавались на уровень министерств. Например, в 2008 году Росмолодежь под руководством Василия Якеменко перешла в ведение Министерства спорта, а летом этого года Министерству обороны была передана Рособоронпоставка.