На станциях московского метрополитена очень жарко, температура превышает установленные нормативы, заявил в понедельник начальник транспортной сети Дмитрий Гаев. На большинстве станций столбик термометра колеблется между отметками +27º С...+31º С. Еще жарче на станциях «Сокол» и «Аэропорт» Замоскворецкой линии, а также на станции «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии.
Именно эти две ветки — зеленая и рыжая, по словам Гаева, сейчас самые жаркие в метрополитене.
Повышению температуры способствует сухой грунт вокруг тоннелей. К «сухим» причисляются также Серпуховско-Тимирязевская и Сокольническая линии. «Остальным помогает гидрогеология — там, где вода обмывает тоннели, унося избыточное тепло, температура ниже, это, например, Кольцевая, Калининская, Арбатско-Покровская и Каховская линии», — добавил начальник метрополитена. Самыми «прохладными» остаются две новые станции на Люблинской ветке — «Достоевская» с +24,9º С и «Марьина Роща» с +25,5º С, вся Каховская ветка, где зафиксированы температуры в пределах +23…+24,5º С, а также станции «Каширская» — +24,5º С и «Коломенская» — +24,8º С.
Таким образом, глава метрополитена официально признал факт превышения температурного режима в метро, который был заявлен в иске Общества защиты прав потребителей, обвиняющего руководство подземки в нарушении санитарного законодательства.
Начальник подземки, в свою очередь, называет иск «абсурдом». «Почему бы не подать в суд на солнце?» — предложил он.
По его мнению, руководство метрополитена не виновато в том, что этим летом установилась аномально жаркая погода. «Московский метрополитен рассчитан на среднюю полосу России, и максимальная среднемесячная температура на станциях составляет +22,6. Летний максимум — +28», — пояснил Гаев. Так что, добавил он, система вентиляции подземки просто не рассчитана на 30-градусные температуры, которые стоят в течение длительного периода. В связи с этим, по словам Гаева, какие-либо требования защитников потребителей несостоятельны. Тем не менее правого назовет суд.
Несмотря на жару, кондиционеры на станциях не появятся.
Их установка была признана нерациональной. «Это многомиллиардные траты, кроме того, необходимо место на поверхности для установки систем, — пояснил Гаев. — А использовать эти системы охлаждения можно будет всего 5–10 дней в году». Он добавил, что не верит в вероятность повторения зноя в следующем году, так как, согласно статистике, такая аномальная жара зафиксирована впервые за сто с лишним лет.
Впрочем, в метрополитене все-таки предпринимается ряд мер, которые не позволяют воздуху на станциях и на улице сравняться по температуре. Основной груз по охлаждению подземки взяли на себя вентиляторы. Днем они работают на выброс воздуха со станций, не давая таким образом проникнуть потокам тепла в тоннели. «А после 22 часов, когда на улице становится прохладно, вентиляторы разом переключаются на забор воздуха», — сказал Гаев.
«Мы решили делать ставку на охлаждение не станций, а составов», — отметил глава метро.
«Пассажиры проводят больше времени не на станциях, а в поездах», — пояснил Гаев. По его словам, уже сейчас в метрополитене курсируют 16 составов, в которых установлена система климат-контроля. До конца года будет закуплено 4 подобных состава, и еще 15 — в следующем году. Кроме того, установки с климат-контролем будут поставлены на 10 поездов, которые отправятся на ремонт. «Также 20% поездов оборудованы системами принудительной вентиляции», — добавил Гаев.
Каких-то особых мер по оказанию медпомощи пассажирам подземки оказываться не будет. Гаев напомнил, что на 53 станциях есть медпункты, а у дежурных по станции есть аптечка. «В целом сейчас количество вызовов «скорой помощи» не превышает числа подобных вызовов в более прохладный период», — сказал Гаев. Конкретные цифры он назвать отказался.