В четверг руководство ФГУ «Дороги России» официально выступило с заявлением по поводу ситуации с вырубкой Химкинского леса. По словам и. о. гендиректора организации Андрея Журавлева, все работы идут на законных основаниях.
«Сначала было распоряжение премьер-министра Владимира Путина № 1642-р от 5 ноября 2009 года, согласно которому 146 га Химкинского лесопарка переводятся из земель лесного фонда для строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург, — сказал Журавлев. — А 1 декабря 2009 года вышло распоряжение правительства Московской области, которое утвердило границы лесопарковых зон. Изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости». По его словам, следующим шагом была подготовка выделенной территории под строительство трассы. Для этого был подписан контракт с подрядчиком — ООО «Производственное объединение «Теплотехник». «Мы, в свою очередь, привлекли другую организацию — «Инжсервис», — сообщил гендиректор «Теплотехника» Александр Семченко. — Они вели вырубки на пяти местах».
Защитники леса, обнаружившие три из пяти участков вырубки, считают, что работы идут незаконно, так как не было их согласования с правительством Москвы. Кроме того, уверены экологи, на вырубку нужны порубочные билеты, несмотря на то что в Лесном кодексе этого напрямую не прописано. «Согласно статье 98 Лесного кодекса, контроль за защитой и использованием лесов осуществляется и на муниципальном уровне, местные власти вправе издавать дополнительные распоряжения, регламентирующие правила вырубки лесных насаждений, — пояснил один из защитников леса, координатор союза экологических общественных организаций Москвы Андрей Маргулев. — Территория Химкинского леса, как известно, входит в состав городского округа Химки. А в Химках есть распоряжение, принятое главой администрации города, где говорится, что рубка деревьев в лесах осуществляется только при наличии порубочных билетов».
Гендиректор ФГУ «Дороги России» на это заявил, что никакого согласования с правительством Москвы не нужно, а порубочные билеты не действуют на землях федерального значения, которыми является территория, отданная под строительство.
Всего необходимо вырубить в лесу 146 га: коридор шириной 100 метров и длинной в 5 километров.
По словам гендиректора ФГУ «Дороги России», чтобы компенсировать вырубку, правительство Московской области изменило статус 146 га леса в другом месте, переведя их в категорию парка. На вопрос, где именно находится этот участок, он так и не ответил. Подрядчик же уточнил, что «это леса в Дмитровском районе, которые находятся недалеко от строящейся дороги».
Как оказалось, новые высадки деревьев там пока не предусмотрены.
Однако, как сообщил Журавлев, если к ним обратятся местные жители или власти Подмосковья, то вопрос о высадке будет рассмотрен. «У нас много маленьких елочек, которые мы могли бы пересадить куда-нибудь», — добавил Семченко.
После этого гендиректор «Теплотехника» обвинил защитников Химкинского леса в корыстных целях («У некоторых из них там дачи рядом»), в подкупе активистов («Нашим сотрудникам, побывавшим на поляне, они предлагали деньги за участие в акции»), а также в поджоге двух тракторов — правда, когда журналисты спросили, не должна ли прокуратура определить виновных в поджоге техники, он взял свои слова обратно.
Подрядчик пригрозил экологам иском о возмещении убытков — из-за того что работы на занятых ими полянах были приостановлены.
Срыв графика работ может привести к убыткам для российского бюджета из-за неисполнения обязательств по соглашению о финансировании, строительстве и эксплуатации скоростной дороги, пояснил директор ФГУ «Дороги России». По его словам, по фактам незаконных действий экологов уже поданы заявления в милицию и прокуратуру.
Защитникам леса об этих заявлениях, правда, пока ничего не известно.
«Ко мне еще никто из правоохранительных органов не обращался, — заявила «Газете.Ru» лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. — Зато мы сами написали вчера заявление в милицию — о незаконной вырубке. И подадим еще один иск — о клевете на Семченко, который говорит, что мы подкупаем активистов. Это наглая ложь».
Комментируя информацию о нелегальных мигрантах, которые валили деревья, представитель подрядчика заявил, что организация, сотрудники которой вырубали Химкинский лес, уже отстранена от работ. «Организация «Инжсервис», входящая в группу компаний «Ташир», не справилась со сроками ведения работ», — сообщил «Газете.Ru» Семченко. По его словам, контракт с организацией был расторгнут утром 21 июля. «Был даже спор с ними, но они завалили все объемы и сроки, — добавил Семченко. — Мы попросили их уехать с вырубки и вывезти строительные вагончики».
Семченко сообщил, что «те, кто работал в лесу, — это жители Калужской области».
Он не исключил наличия среди рабочих нелегальных мигрантов, но пояснил, что их набор контролировали руководители «Инжсервиса».
Сейчас, по словам представителя «Теплотехника», контракт заключен с компанией «Лесторг». «У них современные машины, которые не требуют присутствия людей», — заметил Семченко.
Руководство ФГУ «Дороги России» напомнило, что вырубка леса в Подмосковье для строительства трасс идет еще в нескольких местах, в том числе около аэропортов Внуково и Домодедово. Однако активисты стали на защиту только Химкинского леса. «А ведь платная дорога даст возможность разгрузить Ленинградское шоссе, которое всегда заполнено машинами, — напомнил Журавлев. — Если из 150 тысяч машин 80 тысяч перейдут на новую трассу, то это насколько облегчит движение по шоссе».
Впрочем, глава «Дорог России» добавил, что для жителей Подмосковья дорога будет платной.
На этапе проекта закладывалась сумма в 1 рубль за километр, она будет пересмотрена к концу строительства, которое намечено на 2013 год. Если каждая машина из 80 тысяч, о которых говорил Журавлев, будет два раза в день проезжать по 50 километров по этой дороге, то ежедневно это будет приносить доход в 8 млн рублей.
Журавлев не ответил на вопрос о том, спрашивали ли у жителей Подмосковья, готовы ли они ежедневно платить за проезд в Москву и обратно. «Зато по новой трассе смогут бесплатно ездить машины срочных служб, а грузовые машины, вероятнее всего, будут направлены на трассу в принудительном порядке», — отметил Журавлев в беседе с «Газетой.Ru».