Повестка в суд пришла ижевскому антифашисту Марку Колбину во вторник. Как он сам рассказал «Газете.Ru», в качестве истцов выступают оперативники центра Э МВД Удмуртии Константин Поочередников, Артем Ахметзянов и Михаил Шутов. Ответчики — сам Колбин, главный редактор издания «День» Сергей Щукин и неонацист Андрей Агафонов.
В своем иске милиционеры требуют взыскать по 20 тысяч рублей с каждого ответчика, а в газете «День» написать опровержение слов Агафонова о том, что оперативники выбивали из него нужные показания с помощью резиновой дубинки.
Это заявление неонацист сделал в Октябрьском районном суде Ижевска в марте этого года во время слушаний по делу о нападении группы антифа на их идейных противников. На скамье подсудимых Марк Колбин и двое его друзей. По данным следствия, в марте 2009 года они с бутылками в руках напали на Антона Параныгина, Михаила Волкова, Андрея Агафонова и Анну Прилукову, состоящих в местной неонацистской группировке. Обвиняемые все время, что слушается дело, настаивали, что дело против них сфабриковано сотрудниками местного центра Э. На одном из заседаний они обнародовали аудиозапись, из которой следовало, что оперативники выбивают из потерпевших нужные показания. Как уже писала «Газета.Ru», накануне судебных прений с Колбиным встретился потерпевший Агафонов, который рассказал, что дает в суде ложные показания только потому, что другого выхода у него нет: он сам, как и остальные потерпевшие, является фигурантом нескольких уголовных дел о нападениях на почве расовой неприязни. Эту беседу антифашист тайком записал на диктофон. Кроме того, рассказывал Агафонов своему идейному противнику, если лично он откажется давать нужные милиционерам показания, с ним может случиться то же, что и с потерпевшим Волковым: якобы оперативники Ахметзянов, Поочередников и Шутов, услышав, что он больше не собирается давать ложные показания в суде, изнасиловали его резиновой дубинкой.
В судебных слушаниях объявили перерыв, а в МВД Удмуртии началась служебная проверка. Правда, милиционеры в частных беседах говорили, что, скорее всего, подтверждения слов Агафонова в ходе нее не найдется. Параллельно главный редактор газеты «День» Щукин, активно освещавший эту историю, вместе с антифашистами отнес аудиозапись в ижевскую прокуратуру, потребовав возбудить против милиционеров уголовное дело.
В ходе служебной проверки вина милиционеров не подтвердилась, старший следователь следственного отдела по Октябрьскому району Ижевска Владимир Семенов в возбуждении уголовного дела в отношении них отказал, а неонацист Агафонов, как говорится в материалах проверки, оказавшихся в распоряжении «Газеты.Ru», отказался от своих слов. Следователям он сказал, что встречался с Колбиным пьяным, а свидетельствовал против милиционеров, чтобы заработать 150 тысяч рублей, которые ему якобы обещали обвиняемые антифашисты.
Теперь милиционеры, которых якобы оговорил Агафонов, требуют возместить им моральный вред.
«Оспариваемые в настоящем иске сведения являются порочащими, поскольку такие деяния, как насильственные действия сексуального характера в отношении гражданина, не являются установленной нормой поведения сотрудников милиции, явно выходят за пределы предоставленных полномочий и должны оцениваться обществом и государством как уголовно наказуемые», — говорится в иске оперативников.
Ответчики считают такую реакцию МВД Удмуртии вполне предсказуемой. «Только в апреле на редакцию и на меня лично было подано пять исков, мне не привыкать. МВД традиционно не проводит расследований и старается минимизировать огласку таких инцидентов в СМИ», — сказал «Газете.Ru» главный редактор «Дня» Щукин. По его словам, и позиция следователя Семенова сюрпризом для него не стала. «В 2009 году он проводил проверку по разгону акции протеста пенсионеров в Ижевске. Митинг был согласован, но пенсионеров в итоге разогнал ОМОН. Пострадали около 10 стариков, у меня даже на руках их справки из травмопунктов. Семенов дело закрыл, а МВД подало на нашу редакцию в суд, потребовав опровергнуть изложенные в статье про разгон митинга сведения. Ведомство в итоге суд проиграло», — сказал журналист.
Связаться с кем-то из потерпевших по делу антифашистов «Газете.Ru» не удалось. Колбин говорит, что в последний раз видел Агафонова в пятницу. «Я спросил, как же он так дал в прокуратуре показания о якобы предложенных 150 тысячах, а он ответил, что никуда не ходил и не давал никаких показаний и их написали за него милиционеры, которые его теперь ищут. Дома он не живет, прячется», — сказал антифашист.