В США подбирают новую приемную семью для семилетнего Артема Савельева — на тот случай, если Россия по каким-то причинам решит вернуть ребенка обратно в Штаты. По просьбе госдепартамента США этим занимается международное агентство по усыновлению Small World Adoption, сообщает издание Tennessean. Представители агентства уже заявили, что по крайней мере одна подходящая семья найдена.
Накануне помощник заместителя госсекретаря США по консульским вопросам Майкл Керби заявил в эфире СNN, что мальчик является гражданином США — он получил его автоматически после усыновления семьей Хансен.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов возможность возвращения ребенка в Штаты не исключил.
Однако, добавил он «Газете.Ru», это может произойти после заключения межправительственного соглашения о процедуре усыновления детей между США и Россией. «Почти 20 лет идет усыновление детей, а никакого правового механизма нет», — сказал он.
Для решения вопроса о договоре в Москву в ближайшее время прибудет делегация высокопоставленных представителей государственного департамента США, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе посольства США в России. «Мы хотим обсудить возможность заключения соглашения или двусторонней договоренности, которые помогут нам надежнее обеспечить благополучие российских детей, усыновленных американскими семьями», — сказал посол США в России Джон Байерли.
Правда, в России для мальчика также уже почти найдена новая семья.
«16 апреля у Артема день рождения. Я думаю, что лучшим подарком ему на день рождения была бы новая семья, — сказал Астахов. — Из всех претендентов выберут достойных людей, которые дадут Артему столь необходимую любовь, заботу, тепло. Плюс они должны иметь опыт в воспитании детей». По словам Астахова, уже несколько семей изъявили желание усыновить мальчика, среди них семья московских дипломатов, которые говорят по-английски. «Это важно для ребенка, который почти забыл русский язык», — добавил Астахов. Он сказал, что разговаривал с первым заместителем мэра Москвы Людмилой Швецовой. «Я просил не направлять Артема в детский дом, а предоставить ему возможность временно жить в семье, пока определится вопрос, может ли эта семья его забрать или нет. Такие формы известны — гостевое пребывание ребенка. Это то, что ему сейчас нужно», — подчеркнул Астахов.
«Сейчас мальчик все еще находится в больнице, окончательное решение о том, куда его определят, примут органы опеки и попечительства», — пояснил «Газете.Ru» представитель пресс-службы Министерства образования и науки.
Астахов добавил, что мальчика надо по возможности быстрее выписывать из больницы. «Обследование показывает, что с ним все в порядке, — продолжил уполномоченный. — А нахождение в больнице не очень хорошо действует на ребенка: он должен учиться, играть, общаться».
Пока с ребенком продолжают работать психологи. «Он рассказал им, что происходило в Америке, у психологов есть свои методики получения информации от детей, например, через рисунки, тесты, — сказал Астахов. — В принципе, картина ясная: все 6 месяцев он находился в стрессовой ситуации, поскольку приемная мать не стала для него родным человеком, он даже не называет ее «мама». Его там за волосы таскали, обижали. Единственные, кого он хорошо вспоминает, — это его друг, а также старший сын Хансен, с которым он все время проводил. Взрослые к нему проявляли агрессию. Но при этом он говорит, что ему нравилось в Америке, еда американская нравилась».
Сейчас правоохранительные органы США пытаются связаться с приемной матерью Артема 27-летней медсестрой Торри Хансен и ее семьей. Шериф городка Шелбивилл в штате Теннесси (США) Рэндал Бойс признался журналистам, что не может переговорить ни с кем из семьи Хансен. Американка решила не приезжать в полицейский участок, сообщает Associated Press. «Она позвонила и сказала, что ее адвокат не считает, что в не ее интересах сейчас появляться тут — в основном из-за прессы, которая собралась здесь, — сообщил Бойс. — Однако она пояснила, что, вероятно, она придет на следующей неделе».
Сейчас полиция безуспешно пытается найти хоть кого-нибудь, кто мог бы охарактеризовать семью Хансен.
«Ничего пока не ясно, — говорит Бойс. — До сих пор мы не нашли кого-то, кто хорошо их знает. Неизвестно даже, как долго они тут живут». Американские телеканалы показали дом семьи Хансен: одноэтажный, рядом с крыльцом стоит машина, на двери большой плакат с огромным белым кроликом и цыпленком и надписью «Счастливой Пасхи!».
Пока правоохранительные органы не считают, что Хансен виновна, и поэтому у них нет оснований силой приводить американку на допрос. «Трудно сказать точно, был ли нарушен закон», — сказал Бойс. Он добавил, что «это уникальное дело и полиция должна сделать все, чтобы это не повторилось». Однако, по его словам, у полиции Шелбивилла мало опыта в подобных делах. «Мы в основном занимаемся ворами и наркоторговцами», — сказал шериф.
Не могут связаться с Хансен и представители агентства по усыновлению. По их словам, американка не выходит на связь с конца марта. Последний раз социальные работники навещали семью в январе, тогда Артем выглядел адаптированным к жизни в Америке, а его приемная мать была полна энтузиазма. Сейчас соцработники пытаются связаться с медсестрой по электронной почте и телефону.
С прессой пока что поговорила только мать медсестры Нэнси Хансен, которая отвезла мальчика в аэропорт и посадила на самолет в Россию. По ее словам, Артем проявлял склонность к насилию, отобрал игровую приставку у своего сводного брата и даже угрожал сжечь дом.
Желание ребенка поджечь дом приемная семья углядела в его рисунках.
«Он нарисовал картинку с горящим домом, и он хотел всем рассказать, что он подожжет наш дом, когда все будут внутри, — сообщила бабушка по телефону. — Мы начали бояться за нашу безопасность. Это было ужасно».
В итоге бабушка посадила Артема на самолет в Россию, положив ему в рюкзак записку от приемной матери, в которой говорилось, что он им больше не нужен. Также она попросила стюардессу позаботиться о мальчике и заплатила $200 человеку в России для того, чтобы он забрал его из аэропорта Домодедово и привез к зданию Министерства образования и науки. В записке указано, что Артем «психически неуравновешен».
«У него серьезные поведенческие отклонения и склонность к насилию. О характере этих отклонений мне солгали в российских органах опеки. Сотрудники органов опеки, без сомнения, знали о проблемах ребенка, но не предупредили меня. Я сделала для этого ребенка все что могла, но я не могу подвергать опасности свою семью, друзей и себя. Я больше не хочу быть матерью этого ребенка», — говорится в письме Торри Хансен, на котором указано «До востребования».
Артем Савельев родился в городе Лесозаводске Приморского края в неполной семье, а в детский дом попал после того, как его мать была лишена родительских прав из-за проблем с алкоголем. Мальчика отправили в детский дом города Партизанска. В сентябре 2009 года ребенка через специализированное аккредитованное агентство усыновила гражданка США Торри-Энн Хансен. Следственный комитет при прокуратуре (СКП) проводит проверку по факту возвращения в Россию Артема Савельева.