NASA заключило новый договор с Роскосмосом о доставке американских астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Об этом сообщается на официальном сайте агентства. Сумма контракта значительно превысила предыдущее соглашение, заключенное между российской и американской стороной на 2012–2013 годы. В этот период за транспортировку в 2012 году астронавтов на четырех «Союзах» (два стартуют весной и два осенью), а затем возвращение их обратно на Землю агентство заплатит Роскосмосу $306 млн.
Новый контракт на следующий год стороны подписали уже на сумму $335 млн.
Условия те же: обеспечить места астронавтам в четырех стартующих к МКС российских кораблях в 2013 году и места для возвращения на Землю в двух «Союзах» в 2013 году и в двух в 2014-м. Россия, по контракту, также обязуется осуществлять необходимую предполетную подготовку астронавтов в Центре управления полетами имени Гагарина и на космодроме Байконур, медицинское обеспечение астронавтов и их эвакуацию с МКС в случае аварии.
Также, как говорится в соглашении, российские корабли должны будут перевозить к МКС «ограниченное количество грузов» и ликвидировать на станции мусор.
Как сказано в сообщении NASA, один человек может взять с собой на станцию 50 килограммов, а вывести с нее на обратном пути 17 килограммов. При этом после одного астронавта придется также убрать мусор весом примерно 30 килограммов. Как ранее заявлял «Газете.Ru» директор РКК «Энергия» Виталий Лопота, предлагать на рынок в ближайшее время специальный грузовозвращающий корабль корпорация не намерена. Пока для этих целей по-прежнему будет использоваться корабль «Союз».
Будет ли NASA и дальше продлевать контракт с Роскосмосом о доставке на орбиту астронавтов, пока неясно. Ранее в 2009 году начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявлял РИА «Новости», что американское агентство готово продлевать контракт с российской стороной по использованию «Союзов» для транспортировки астронавтов на МКС вплоть до 2016 года.
Примерно тогда, по словам Краснова, в США появится свой пилотируемый корабль взамен шаттлов, программа которых прекращается в 2010 году. Эти сроки подтверждают и представители NASA.
Первый помощник директора агентства по космическим операциям Уильям Герстенмайер сказал «Газете.Ru», что работа над новым кораблем займет у США «еще примерно пять лет». В США при этом есть как противники, так и сторонники закрытия программы полетов шаттлов. Критики решения о прекращении полетов челноков до производства собственного корабля аргументируют свою позицию тем, что Штатам придется полностью зависеть от России в плане космических перевозок. Между тем сторонники такого решения говорят, что аренда мест в «Союзах» обойдется NASA дешевле, чем эксплуатация челноков. Как пишет издание EE Times, полеты шаттлов вычитают из бюджета порядка $2,5 млрд в год.
Всего NASA осталось запустить три шаттла. Последний стартует 16 сентября 2010 года. В среду в 11.40 по московскому времени к МКС должен пристыковаться шаттл Discovery, стартовавший в понедельник с мыса Канаверал. Стыковку придется проводить с неисправной антенной сантиметрового диапазона (Ku-Band), передающей на Землю скоростные данные, в том числе телевизионные сигналы. Она вышла из строя во время выхода на расчетную орбиту. Серьезных проблем в связи с этим специалисты NASA не предвидят. Стыковку Discovery с МКС обеспечат запасные системы, а видеозапись во время стыковки будет направлена в ЦУП через антенну Ku-диапазона на борту станции.