История, в которую попали директор Зареченского муниципального музея минералогии, камнерезного и ювелирного искусства Александр Селиванов и менеджер того же музея Петр Ржавин, началась в ноябре 2009 года. За некоторое время до этого в мастерские при музее зачастил иностранный гость – некто Алексей Логинов. Представляясь гражданином Литвы и жителем Германии, мужчина начал прицениваться к камням. Селиванов, как директор музея и человек, имеющий доверенность на продажу камней, принадлежащих его супруге Галине Михайленко, назначил встречу.
По словам Михайленко, в результате одной из них иностранцу были проданы два камня на сумму 10 тысяч рублей. Вечером 27 ноября 2007 года Логинову было предложено выбрать партию камней. Однако «покупатели» — а с Логиновым был некто Семенов — повели себя странно. Бросив на стол деньги, они выбежали из помещения, в которое тут же вломились оперативники. Селиванов и Ржавин были задержаны.
Как объявили чуть позже представители следствия, в деле фигурировали изумруды и александриты на общую сумму в 46 млн рублей.
По факту сделки возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных камней). Ржавину и Селиванову грозило наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Свердловского областного суда, дело расследовалось очень долго. Впервые оно дошло до суда в сентябре 2008 года. К тому времени музейщики уже 10 месяцев – с 30 ноября 2007 года до 9 сентября 2008 года – просидели в СИЗО. Однако судья отправил дело на дополнительное расследование из-за недочетов в формулировке обвинения и многочисленных процессуальных нарушений. Суд потребовал от следствия объяснить конкретнее, за что именно нужно привлечь подсудимых к ответственности. Как только Заречный городской суд возвратил дело прокурору, Селиванова и его подчиненного освободили из-под ареста под подписку о невыезде.
В марте 2009 года дело вновь поступило в суд. Музейщики по-прежнему просили прекратить производство по делу за отсутствием состава преступления. В результате ошибок следствия процесс снова был остановлен. Суд, в частности, хотел видеть покупателя – того самого «иностранца» Логинова. Однако найти его так и не смогли. Единственный свидетель – Семенов – был сотрудником милиции. В итоге судья возвратил дело в прокуратуру. В свою очередь, надзорное ведомство не стало исправлять его и при поддержке областного суда вернуло материалы следствия на рассмотрение другому судье.
В итоге 6 апреля 2010 года процесс закончился полным оправданием подсудимых.
Согласно решению суда, оборот камней был законным, а в «сделке», предшествовавшей аресту Селиванова и Ржавина, криминала не было.
Как уже писала «Газета.Ru», бывшие коллеги Александра Селиванова и его супруги Галины утверждали, что владельцы коллекции много лет на законных основаниях торговали драгоценными камнями и непонятно, почему их действия называют преступными на этот раз. По имеющимся данным, сам Селиванов был известен как эксперт в области минералогии и огранки камней. Коллекцию самоцветов, добываемых в Белоярском районе, основал еще отец музейщика. Сделки же заключала Галина Михайленко, у которой имелась лицензия на право приобретения, обработки и продажи драгоценных камней и ювелирных изделий.
Стоит отметить, что камни, изъятые в ходе обысков еще в ноябре 2007 года, так до сих пор не возвращены.
Михайленко, будучи хозяйкой камней, переживает, что изъятое вернется не полностью. «Часть камней, возможно, подменили, но поскольку решение суда в законную силу пока не вступило, нам камни еще не вернули. Что вернут – неизвестно. В любом случае мы будем добиваться справедливости и полной реабилитации. Уголовное дело мы считаем провокацией правоохранительных органов», — заявила «Газете.Ru» супруга оправданного ювелира.