Дело о нападении трех активистов антифа-движения на группу неонацистов слушается в Октябрьском городском суде Ижевска ровно год. На скамье подсудимых — Марк Колбин, Андрей Петров и Александр Мезенов, все они под подпиской о невыезде. По данным следствия, 4 марта 2009 года они с ножами и бутылками в руках напали на Антона Параныгина, Михаила Волкова, Андрея Агафонова и Анну Прилукову, состоящих в местной неонацистской группировке. Антифашистам инкриминируются ст. 213 (хулиганство) УК РФ и ст. 116 (нанесение побоев) УК РФ. Сами антифа своей вины в ходе процесса так и не признали, настаивая, что неонацисты напали на них первыми, бутылок и ножей у них с собой не было, Мезенов вообще в тот момент был в тренажерном зале, а само уголовное дело сфабриковано сотрудниками местного отдела по борьбе с экстремизмом.
На прошлой неделе у подсудимых появился новый аргумент.
Как рассказал в четверг «Газете.Ru» Колбин, 3 марта, накануне судебных прений, ему позвонил потерпевший Агафонов и попросил встретиться. «Я решил, что это какая-то милицейская разводка, но все-таки пошел. Когда встретились, я включил диктофон, так что все, что Агафонов рассказал, записалось», — сказал он. В ходе беседы (аудиозапись есть в распоряжении «Газеты.Ru») неонацист признал, что дает в суде ложные показания, но объяснил, что другого выхода у него нет: он, как и остальные потерпевшие, сам является фигурантом нескольких уголовных дел о нападениях на почве расовой неприязни, а оперативники из центра «Э» активно на них давят. «Если бы правда вы на нас прыгнули, то мне бы не в падлу было сказать, а так не хочу, но приходится», — говорит Агафонов на записи.
Агафонов рассказал, что накануне очередного судебного заседания осенью 2009 года оперативники Константин Поочередников, Артём Ахметзянов и Михаил Шутов отвезли одного из потерпевших (националиста Волкова) в отделение милиции, где засунули резиновую дубинку в анальное отверстие и избили.
«У них там в суде правда все очень плохо: потерпевшие реально путаются в показаниях при вопросах судьи, перевирают факты, потом признаются, что оговорились. Волкова и Агафонова на суд сами же оперативники привозят и увозят, ни на шаг от них не отходят», — говорит Колбин.
По его словам, аудиозапись своей беседы с Агафоновым он на следующий день принес в суд. «Перед заседанием к Агафонову подошел Ахметзянов и сказал, что в курсе нашей встречи, и пообещал, что если тот изменит показания, то с ним случится то же самое, что и с Волковым», — рассказал Колбин. Эту беседу ему тоже удалось записать на диктофон. Когда заседание началось, антифашист вместе со своим адвокатом попросили судью Николая Карле приобщить аудиозаписи к материалам дела в качестве доказательства того, что потерпевшие дают показания под давлением. Судья Карле ходатайство защиты удовлетворил, постановил провести соответствующую проверку и назначил следующее заседание на 19 марта.
Главный редактор ижевского издания «День» Сергей Соколов, передавший аудиозапись Колбина в городскую прокуратуру, считает, что ничего удивительного в поведении оперативников нет. «У нас в городе в последнее время сажали многих неонацистов, но оперативники из центра Э в частных беседах объясняют, что для равновесия нужно сажать и антифашистов. То, что из потерпевших именно выбивали показания, неудивительно. Это просто такие методы работы, плюс потерпевшие боятся уголовной ответственности за лжесвидетельство, а операм надо отчитываться о своей работе», — сказал он «Газете.Ru».
Версию Соколова подтверждает и один из активистов антифа, недавно побывавший в отделении милиции после разгона флеш-моба в Ижевске 8 марта. «Мы устроили акцию против сексизма, но большинство из нас задержали, а в отделении мне один из оперативников объяснил: «Вот фашистов сажали, теперь пора и за вас браться», — сказал антифашист, попросивший не называть его имени.
В республиканском МВД говорят, что в четверг начали служебную проверку в отношении оперативников, упомянутых в аудиозаписи.
«Проверка проводится и будет идти 10 дней. По итогам мы сможем о чем-то говорить. Пока же мы считаем, что эти заявления – попытка людей, обвиняемых в преступлении, очернить российскую милицию, так как наши сотрудники всегда действуют в рамках закона», — ответили в пресс-центре МВД. Непосредственный начальник оперативников из отдела по борьбе с экстремизмом Алексей Козлов ответил «Газете.Ru», что с ситуацией знаком, но от дальнейших комментариев отказался и бросил трубку.