Рособразование готовится к серьезному преобразованию вузов. Об этом в пятницу сообщили члены комитета Госдумы по образованию Олег Смолин и Иван Мельников. Они обнародовали служебную записку «Программа сети высших учебных заведений, подведомственных Рособразованию, на 2010–2011 годы», под которой стоит фамилия главы агентства Николая Булаева. В документе указаны 344 российских вуза, подчиняющихся Рособразованию, часть из которых вскоре планируется объединить. Таким образом «сеть подведомственных учреждений может сократиться с 344 до 230–250 образовательных единиц».
Судя по документу, изменения в основном коснутся педагогических вузов, большая часть из которых потеряет самостоятельность.
Ряд вузов получат статус «центров педагогического образования», которые появятся во всех округах. В их структуру помимо иногда двух-трех других государственных вузов региона на договорной основе попадут, как сказано в предоставленной служебной записке, «региональные институты повышения квалификации работников образования и педагогические колледжи». Эти изменения, как говорится в служебной записке, повысят качество предоставляемых услуг, сократят количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов низкого качества по невостребованным рынком специальностям, и обеспечат «рациональное использование бюджетных средств».
В Рособразовании «Газете.Ru» подтвердили, что подобная служебная записка действительно была отправлена в Минобрнауки.
«Но это только предложения. Все юридические полномочия имеет министерство. Вряд ли вам дадут эту записку в управлении, где ее готовили: она для рабочего пользования», — сказали в агентстве. В Минобрнауки комментировать документ отказались, сказав, что ничего подобного не видели, хотя знают про пятничное выступление Смолина. «Я думаю, если что-то подобное было, то об этом скажут на коллегии Рособразования, которая пройдет 16 февраля», — сказал представитель пресс-службы.
Об обсуждаемых изменениях знают и не все вузы, в которых готовятся реформы.
В Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (его хотят объединить со Всероссийским заочным финансово-экономическом институтом) и в петербургском Северо-Западном государственном заочном университете (планируется объединении с Санкт-Петербургским государственным университетом машиностроения) сказали, что впервые услышали о планах Рособразования от корреспондента «Газеты.Ru».
В то же время ректор Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ) Дмитрий Быков сказал, что его уже вызывали в агентство по вопросу объединения с Московским государственным университетом приборостроения и информатики (МГУПИ).
«Вызвали, предложили — я отказался. Сказали, что вопросов нет», — рассказал Быков. По его словам, агентство не обсуждало ни возможные варианты подобного присоединения, ни то, как учиться в новом вузе студентам. «Мы против. Мы же абсолютно разные вузы: в рейтинге агентства мы стоим на 38 месте, а этот университет на 65. Причины назвали разные. У нас в этом году недобор 13% был, и наш вуз небольшой (в МИЭМ числятся на разных формах обучения, по данным Рособразования, 4,1 тыс. человек, в МГУПИ – более 10 тыс. – прим. «Газеты.Ru»). Принимающий вуз тоже против такого объединения», — отметил ректор. Несмотря на то что вузы выступают против реформы, Быков не исключает, что в итоге у МИЭМа не останется выбора. «У меня 4 апреля заканчивается контракт. Агентство должно либо назначить выборы ректора, либо своего человека. О выборах можно объявить до середины следующей недели. Но, раз не объявили сейчас, думаю, их уже не будет. Поставят своего человека, и он решит этот вопрос», — говорит Быков.
В Челябинском государственном университете (ЧелГУ) (к нему, как указано в документе, хотят присоединить Челябинский государственный педагогический университет) о том, что вуз планируют сделать педагогическим центром знали «на уровне руководства». «О создании педагогических центров на базе вузов, где бы обучались педагоги нового уровня, нам сообщили еще в ноябре, — сказал «Газете.Ru» начальник управления по связям с общественностью ЧелГУ Дмитрий Филиппов. – Тогда встал вопрос, как государственный вуз может готовить такие кадры, не обладая базой педуниверситета. Но о слиянии вузов ничего не говорилось».
Напомним, что как раз четыре месяца назад, 12 ноября 2009 года, о необходимости объединении педвузов заявил в послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев.
Представитель ЧелГУ пояснил, за прошедшее с тех пор время разговор о педцентрах больше не поднимался.
«На этой неделе состоялась встреча ректора ЧелГУ и губернатора Челябинской области, но вопрос о слиянии университетов на ней не обсуждался, так что скорее всего эта информация носит предварительный характер», — добавил Филиппов. Один из преподавателей ЧелГУ сообщил, что в регионе ходили слухи только о слиянии вуза с Южно-Уральский федеральным университетом. «Разумеется, все нервничали, ведь слияние может сказаться на кадровом составе и заработной плате», — сказал преподаватель факультета журналистики ЧелГУ Андрей Сафонов. О возможном объединении ЧелГУ и педагогического университета преподаватель не слышал. «На мой взгляд, подобное слияние приведет к усилению бюрократизации, — продолжил Сафонов. – Сейчас у нас на факультете достаточно либеральная система обучения. Нет сверхжуткой бумажной волокиты. Я думаю в первую очередь, как сделать интересным урок для студентов, а не об отчетах для деканата. Так что есть опасения, что если нас присоединят к другому университету, то появятся дополнительные требования, усилится бюрократия».
Свои сомнения по поводу того, что инициатива поднимет уровень образования, высказал и ректор Северо-Западного государственного заочного университета Александр Кондратьев.
«Такой подход противоречит всем рациональным мыслям по модернизации промышленности», — заявил он.
По его словам, петербургский вуз — один из немногих технических вузов, дающих узконаправленное образование уже работающим людям. «У нас заключен контракт с 200 предприятиями и учатся работники этих предприятий. На них студенты утверждают темы курсовых, дипломов, защищаются и повышают свою квалификацию на местах, не отходя от производства. Наш потенциал в пять раз выше того, который может предоставить вуз, к которому нас якобы присоединяют», — отметил он. Кондратьев отметил, что подход, по которому «хотят соединить вузы», противоречит практически всем инновационным программам страны: у ректора создалось впечатление, что делалось это только «исходя из территориального признака и количества учащихся».