В московском «Речнике» установилось временное затишье. После того как были снесены дома на 17 участках, еще столько же исполнительных производств были приостановлены ― хозяева написали заявления с просьбой об отсрочке, необходимой для вывоза имущества. В среду были разобраны только два дома, их хозяева ранее подтвердили, что не возражают против сноса, и вывезли свое имущество. «Судебные приставы-исполнители активно используют любые возможности процессуального диалога с должниками, в том числе и через процедуру отложения исполнительных действий по заявлениям последних», ― заявили в ФССП.
<1>Впрочем, приставы все равно приехали в поселок. Они направились в дом одного из наиболее активных защитников «Речника», отставного военного Александра Навроцкого, для взыскания с него 57 млн рублей. Напомним, когда начался снос поселка, отец троих детей Навроцкий вместе с еще 30―40 жителями и поддерживающими их активистами различных движений забаррикадировался в помещениях двухэтажного сруба и пригрозил самосожжением. В среду приставы переписали находившееся в доме имущество.
Как объяснил «Газете.Ru» официальный представитель УФССП по Москве Игорь Костышин, согласно решению Савеловского районного суда, судебным приставам необходимо взыскать с должника в пользу некоего физического лица более 57 млн рублей. В связи с чем был «наложен запрет на проведение регистрационных действий с автотранспортными средствами (мотоциклом и двумя автомобилями), арест на жилое помещение ― квартиру в Москве, а также запрет на выезд из Российской Федерации». Кроме того, рассказал Костышин, сейчас выявляется другое имущество должника, в том числе и на территории поселка «Речник».
Как подчеркнул представитель ведомства, приставы действовали в рамках совершенно другого исполнительного производства, не связанного со сносом домов.
При этом он не уточнил, в связи с каким делом взыскивается столь значительная сумма.
<2>По словам самого Навроцкого, гражданское дело, в котором действительно фигурируют 57 млн рублей, «было сфабриковано еще 2―3 года назад», когда власти только начинали войну с поселком. «Истец приобрел в «Речнике» участок в 30 соток и 3 дома у человека, оценившего право выхода из поселка в эту сумму, и, поверьте, они того стоили, ― рассказал он «Газете.Ru». ― Но продавец находился в то время за рубежом, и я по доверенности взял эти деньги и сразу же передал ему». По словам Навроцкого, покупатель ― очень богатый и известный человек ― обещал «оформить всем право собственности». Вскоре после этой сделки в отношении Навроцкого трижды пытались возбудить уголовное дело по факту мошенничества, но следствие установило его полную невиновность, что, впрочем, гражданский суд во внимание не принял.
«У нас есть информация, что прокуратура Москвы получила задание полностью меня дискредитировать, ― заявил Навроцкий.
― Решение суда было принято два года назад, но до сих пор приставы молчали. А сейчас решили провести акт устрашения: заткнись, или вообще все отберем. Но у нас и так уже все отобрали». Комментарий на этот счет в прокуратуре Москвы получить пока не удалось.
Соседи Навроцкого выражаются более мягко.
«Действия властей понятны ― они хотят нейтрализовать жителя поселка, оказавшего наиболее активное сопротивление», ― считает бывший председатель правления «Речника» Виталий Герций.
Между тем в ближайшее время комиссия по депутатской этике Госдумы проверит данные о том, что у некоторых депутатов есть дома в расположенном по соседству с «Речником» элитном «Остове фантазий», об этом сообщил во вторник на пресс-конференции депутат Госдумы Николай Гончар. В правительстве и столичной мэрии подобные проверки не планируются. Однако министр промышленности Виктор Христенко, супруг главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, через своего представителя уже подтвердил СМИ, что владеет недвижимостью в поселке. По его словам, министр приобрел здесь квартиру площадью 218,6 кв. м на вторичном рынке в 2007 году, должным образом оформил и своевременно внес ее в декларацию. Не скрывает наличия недвижимости в поселке и бывший сенатор Умар Джабраилов.
Тем не менее, отбиваясь от обвинений в двойных стандартах, мэр столицы Юрий Лужков подтвердил накануне в эфире телеканала ТВЦ свою решимость снести на территории города все «незаконные постройки».
При этом, как заявил столичный градоначальник, все, что происходит сейчас в «Речнике», осуществляется в соответствии с судебными решениями: «это исполнение закона, а не решений мэрии, а все разговоры о том, что мэрия хочет получить эти земли для своих нужд, ― инсинуации». Подобная участь, сообщил мэр, может постигнуть и элитные дома на Карамышевской набережной в Северо-Западном округе Москвы. » На другом берегу Москвы-реки также появилась «нахаловка» ― коттеджи совсем непростых людей. Там выросли шесть потрясающих вилл, и мы добились в судебном порядке, что эти строения незаконны», ― заявил он.
Давно готовы заняться виллами на Карамышевской набережной Москвы и судебные приставы. В Московском управлении ФССП находятся 19 исполнительных производств по сносу незаконно возведенных строений (16 в отношении физических лиц, 3 ― юридических), возбужденных на основании решений Московского арбитражного и Хорошевского районного судов, сообщил в среду журналистам глава управления Фердауис Юсупов. «В настоящее время судебные приставы-исполнители проводят комплекс мер, направленных на исполнение решения суда», ― отметил Юсупов.
Что касается сроков начала сноса, то они зависят, как объяснял ранее журналистам Костышин, «от подготовительных мероприятий префектуры СЗАО».
Впрочем, «самострои» на Карамышевской набережной были выявлены давно: решения о незаконности выросшего на месте остатков водноспортивной станции элитного поселка, состоящего из трех- и четырехэтажных кирпичных зданий площадью более 1 тыс. кв. м, каждое с медными крышами и собственными причалами, как и яхт-клуба «Вираж» выносились судами еще в 2007―2008 годах. Причем первым начал разбирательство по факту незаконной застройки Росприроднадзор. Так что не исключено, что, если бы не скандал с «Речником», «подготовительные мероприятия» префектуры могли тянуться до бесконечности.
Однако сейчас ситуация изменилась.
Так, префект Северного округа столицы, бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь обратил свое внимание на основанный еще в 1921 году первый в Москве кооперативный жилой поселок «Сокол» ― «поселок художников».
По словам префекта, часть жилых домов в поселке ― огромные дворцы по 2―3 тыс. кв. метров, тогда как по документам это «малогабаритные и деревянные домики площадью 150―200 метров», и ему «непонятно, каким образом произошли эти чудодейственные превращения, кто давал на это разрешения». «Это не разрешено никакому директору рынка или иному нуворишу, ― заявил Митволь. ― Из 113 домов 30 претерпели такие серьезные изменения. Сегодня документы по этим адресам будут переданы в прокуратуру округа, по 83 домам у нас пока вопросов нет. Но мы будем стараться, чтобы все незаконные объекты, которые мы выявим, получили свою прокурорскую оценку. У нас сейчас есть реальный шанс навести порядок хотя бы на природоохранных территориях».
В самом поселке, впрочем, говорят, что опасаться жителям нечего.
В администрации некоммерческой организации «Территориальная община «Поселок «Сокол» считают происходящее недоразумением: земля находится в бессрочной аренде, на все дома зарегистрированы права собственности, и ни одно строение здесь не появилось без разрешений соответствующих городских структур, заявили представители администрации.