В пятницу Новгородский областной суд огласил приговор обвиняемым по делу о подрыве «Невского экспресса» Саламбеку Дзакхиеву и Макшарипу Хидриеву. Следователи обвиняли их в соучастии в подготовке теракта в Маловишерском районе Новгородской области в 2007 году: Дзакхиев и Хидриев якобы привезли взрывчатку, из которой потом изготовил бомбу организатор и исполнитель взрыва Павел Косолапов, объявленный в розыск и до сих пор не найденный участниками расследования.
С тем, что Дзакхиев и Хидриев везли взрывчатку, суд согласился, а по статье «терроризм» обоих оправдал.
Дзакхиева, который свою вину категорически отрицал, приговорили к 10 годам лишения свободы, причем отбывать наказание он должен будет в колонии строгого режима. Об этом «Газете.Ru» сообщил пресс-секретарь Новгородского облсуда Александр Прокофьев. Он пояснил, что помимо ч. 2 ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение и перевозка взрывчатых веществ) Дзакхиев признан виновным по ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой). «Это эпизод, никак не связанный со взрывом «Невского экспресса», разбой был совершен в июле 2003 года в Саранске», — сказал Прокофьев. Именно из-за этого пункта обвинения срок, к которому приговорен Дзакхиев, значительно больше, чем у Хидриева. Последнему назначили наказание в виде 4 лет колонии, причем не строгого, а общего режима.
Оправдав обоих подсудимых по ст. 205 (терроризм) и ст. 112 (причинение вреда здоровью средней степени тяжести) УК РФ, суд также отказался удовлетворить иск ОАО РЖД и страховой компании ЖАСО. По оценкам представителей РЖД, компания из-за теракта потеряла 236 млн 237 тыс. рублей.
Взрыв на перегоне Бурга — Красненка в Маловишерском районе Новогородской области произошел 13 августа 2007 года в 21.37. Как полагают следователи, преступники заложили взрывчатку на мосту через реку Черная. Поезд № 166 «Невский экспресс», перевозивший 251 пассажира из Москвы в Санкт-Петербург, после того как сработало взрывное устройство, по их замыслу, должен был упасть в воду. Но, как объяснил на одном из заседаний суда прокурор, «от воздушного потока идущего поезда датчик сработал раньше времени, замкнув электрическую цепь», 13 вагонов сошли с рельсов уже после моста. В результате теракта травмы различной степени тяжести получили 60 человек.
Следователи пришли к выводу, что руководителем преступной группировки был русский ваххабит Косолапов, объявленный в федеральный розыск. Бывший российский военный в начале 2000-х перешел на сторону боевиков. В 2003 году он прошел подготовку в лагере боевиков ингушского джамаата. Именно он, по версии следствия, соорудил взрывное устройство и перед проходом «Невского экспресса» заложил его на втором главном пути Октябрьской железной дороги. Уроженцы Ингушетии Дзахкиев и Хидриев якобы по указанию Косолапова привезли взрывчатку в Новгородскую область.
Сами обвиняемые в ходе следствия все отрицали, Дзакхиев не признал себя виновным и на суде. Хидриев же незадолго до окончания процесса сказал, что взрывчатку в своей машине вез, но к теракту отношения не имеет. Он также признался, что оговорил Дзакхиева под давлением следствия. Адвокаты Дзакхиева также заявляли, что у их подзащитного есть алиби: в день подрыва поезда он был в Самаре. Это подтвердил свидетель — житель Самары, который виделся там с подсудимым в этот день. Выступая с последним словом, обвиняемые просили их оправдать. «У вас, ваша честь, есть возможность доказать, что эта честь есть на самом деле», — обратился к судье Дзакхиев, который не сдерживал эмоций в ходе процесса, за что получил от председательствующего множество замечаний и даже был осужден за неуважение к суду.
Адвокаты осужденных Дзакхиева и Хидриева намерены добиваться их оправдания, обжаловав приговор в Верховном суде. Прокуратура пока не решила, что делать.
Гособвинитель Александр Брусин пояснил журналистам, что изучит копию приговора и только после этого примет решение. Представители Следственного комитета при прокуратуре, который расследовал это дело, пока не прокомментировали результат судебного разбирательства и не сообщили, будут ли искать других виновных или продолжать доказывать причастность к теракту Дзакхиева и Хидриева.
Что касается второго подрыва «Невского экспресса», который также признан террористическим актом, то задержанных по этому делу у следствия пока нет — есть только фотороботы подозреваемых, среди которых трое мужчин и одна женщина. Напомним, 27 ноября 2009 года на перегоне Алешинка — Угловка сошел с рельсов «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Петербург. На этот раз взрыв был намного мощнее — около 7 кг в тротиловом эквиваленте. Жертвами теракта стали 27 человек, 92 получили ранения.