Приговор бывшему председателю правления банка «Новая экономическая позиция» (НЭП-банка) Борису Сокальскому в четверг вынес Таганский районный суд Москвы. Разбирательство по делу банкира, арестованного еще в 2007 году, длилось полгода и завершилось тем, что суд признал его вину доказанной.
За незаконную банковскую деятельность, на которой Сокальский заработал 12 млн рублей, его приговорили к 7 годам колонии общего режима и 1 млн рублей штрафа.
«Судья Таганского районного суда признал Сокальского виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) и ч. 2 ст. 201 (злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации)», — сообщила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.
Незаконные банковские операции, в которых обвинили Сокальского, — это теневой оборот 71 млрд рублей. По данным Следственного комитета при МВД, который расследовал дело о махинациях в НЭП-банке, преступления совершались в 2004–2005 годах. Со счетов нескольких фирм-однодневок (следователи называли компании «Технотрон», «Торговый дом «Купец», МТК «Поляриус» и другие) в банк приходили деньги, предназначенные для обналичивания. Далее средства поступали в оформленный на подставных лиц АКБ «Родник», а затем возвращались обратно в НЭП-банк. Эта схема помогала обвиняемому обходить запрет Центробанка на наличные расчеты на суммы, превышающие 60 тыс. рублей, между юридическими лицами.
Первоначально Следственный комитет МВД инкриминировал Сокальскому также нарушение двух статей Конституции: об исключительном праве РФ на финансовое регулирование (ст. 71 Конституции), а также о причинении вреда осуществлению основной функции Центрального банка России по защите и обеспечению устойчивости рубля (ст. 75 Конституции). Однако, несмотря на сообщения об отмывании миллиардов, самому Сокальскому удалось заработать только 12 млн рублей, признали в суде представители гособвинения. Кроме того, банкиру первоначально было предъявлено обвинение еще и по ст. 186 УК (изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг), но суд оправдал Сокальского по этой статье за отсутствием состава преступления.
Сам банкир вины не признал и уверен, что его уголовное преследование инициировали недобросовестные кредиторы.
Как заявляла в ходе процесса защита Сокальского, один из клиентов НЭП-банка, выступивший главным свидетелем обвинения, не захотел возвращать долг в $1,5 млн. Когда банкир стал требовать возврата денег, против него завели уголовное дело. Приговор, вынесенный в четверг, адвокаты Сокальского намерены обжаловать.
Борис Сокальский был арестован в 2007 году, через два года после того, как НЭП-банк прекратил свое существование. Тот факт, что банк занимается отмыванием денег, Центробанк установил еще в 2005 году и отозвал у НЭП-банка лицензию. Выяснилось, что банк Сокальского не направлял в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также нарушал порядок идентификации своих клиентов. В ноябре 2005 года Арбитражный суд Москвы признал НЭП-банк банкротом.
Уже после отзыва лицензии выяснилось, что Сокальский имел отношение еще к нескольким банкам с сомнительной репутацией. В 1990-е годы он занимал аналогичный пост в Метрополитен-банке, который в 1995 году осаждали «обманутые вкладчики» и который был ликвидирован в результате банкротства в 2001 году. Сокальский также занимал ответственные посты во Всероссийском биржевом банке, банках «Империал» и «Кредиттраст». Все банки обанкрочены, причем последнему предъявлялись претензии в отмывании денег.
Деятельностью принадлежащих Сокальскому банков особенно интересовался первый зампред ЦБ Андрей Козлов: после его проверок банкира не раз лишали лицензий.
Кроме того, НЭП-банку не удалось войти в систему страхования вкладов, идеологом которой был Козлов. Поэтому вскоре после задержания Сокальского в СМИ активно обсуждалась альтернативная версия убийства первого зампреда ЦБ, застреленного в сентябре 2006 года, однако подтверждений этому не нашлось, и официально Сокальский никогда не был фигурантом дела об убийстве Козлова. В минувший понедельник вступил в силу приговор другому банкиру, главе ВИП-банка Алексею Френкелю, которого суд признал виновным в организации убийства первого зампреда Центробанка.