В понедельник Корткеросский районный суд республики Коми приступил к рассмотрению по существу уголовного дела директора дома престарелых Алексея Королева, обвиняемого по ч. 3 ст. 219 (нарушение правил противопожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) УК РФ. Согласно тексту обвинительного заключения, который на начавшемся в 11.00 заседании зачитал прокурор, именно Королев стал виновником трагедии, произошедшей 31 января 2009 года в доме престарелых в Подъельске – во время сильного пожара в учреждении погибли 23 человека, 11 из которых были лежачими инвалидами. Причиной возгорания, как позднее выяснили следователи, стал самодельный кипятильник, подключенный к розетке в комнате №5.
По версии Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, сотрудник республиканского Центра социального обслуживания населения Королев, с 1 августа 2006 года исполнявший обязанности заведующего домом престарелых, прекрасно знал о пожароопасной обстановке во вверенном ему учреждении.
Однако для устранения многочисленных нарушений, на которые ему неоднократно указывала прокуратура, он не сделал ничего, считают в СКП РФ.
В частности, из-за того, что в здании отсутствовала пожарная сигнализация, работники дома престарелых заметили разбушевавшийся пожар только спустя 20 минут после его начала, когда спасти находящихся в здании людей было уже невозможно. Выбраться из горящего здания удалось только трем обитателям: ночной сторож успел вывести на улицу пожилую женщину, а двое 54-летних мужчин, проживавших в интернате, выбежали на улицу сами.
Сам Королев, с 4 февраля находящийся в СИЗО, считает, что «следователи сделали его крайним». Того же мнения придерживаются еще более тысячи жителей Подъельского района Коми, накануне приславшие свои подписи в поддержку подсудимого его адвокату Михаилу Жилину. В понедельник они рассчитывали устроить у Корткеросского райсуда пикет в защиту, по их мнению, несправедливо обвиненного Королева, но местные правоохранительные органы делать этого не рекомендовали.
По мнению местных жителей, на скамье подсудимых вместо Королева должны были оказаться сотрудники пожарной охраны и отстраненный от должности после трагедии глава администрации Корткеросского района Евгений Мамонтов.
Адвокат Жилин настаивает, что следователям стоило бы дать правовую оценку действиям пожарных, которые выехали спасать стариков с большим опозданием. По его словам, на пульт дежурного местной пожарной части в день пожара поступило два звонка: первый – от Королева, а второй – от сторожа. «Но после первого звонка они даже не почесались, а выехали только после второго, спустя около 20 минут, когда людей уже было не спасти», — сказал «Газете.Ru» Жилин. Впрочем, признал адвокат, халатность пожарных доказать будет проблематично: звонок Королева не был зарегистрирован. На следующем заседании он планирует затребовать через суд журнал вызовов пожарной части, хотя и опасается, что нужной защите информации там уже может не быть.
Впрочем, в СКП РФ говорят, что Королев может недолго оставаться единственным обвиняемым по делу о пожаре в Подъедьске. В настоящее время расследование уголовного дела, возбужденного по ч. 3. ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности) и ч. 3 ст. 293 (халатность) УК РФ, продолжается. В рамках расследования следователи собираются выяснить, нарушали ли эти статьи коллеги Королева из республиканского Центра социального обслуживания населения и работники пожарной охраны.