В четверг ректоры московских вузов проанализировали первые результаты ЕГЭ. 4 августа в институтах, академиях и университетах завершилась первая волна зачисления, и, по словам глав учебных заведений, она уже выявила существенные недостатки в новой системе итоговой аттестации.
Так, ректоры сошлись на том, что «олимпиадников» и абитуриентов, поступающих вне конкурса (дети-сироты, дети-инвалиды, участники боевых действий и инвалиды боевых действий) должно быть существенно меньше.
По словам ректора Финансовой академии при правительстве РФ Михаила Эскиндарова, «внеконкурсники заняли большинство бюджетных мест». В 2009 году победителями 120 школьных олимпиад стали около 13 тысяч человек, заметил он. «Из всех этих олимпиад надо оставить три категории — всероссийскую олимпиаду по определенным предметам, вузовские олимпиады, победители которых будут иметь льготы при поступлении только в вуз — организатор олимпиады, и общественные олимпиады вроде «Умники и умницы», — сказал Эскиндаров. Таких олимпиад, как, например «олимпиада Росатома по иностранному языку», уверен ректор, быть не должно. Первый проректор Московского государственного технического университета имени Баумана Евгений Юдин считает, что «сама идея олимпиад заслуживает доверия», но олимпиады должны быть конкурсом. «Как олимпиада в МГТУ «Шаг в будущее». Здесь абитуриент делает доклады, выставляет проекты на выставках и осознанно делает выбор профессии», — пояснил он.
С введением ЕГЭ, по мнению ректоров, профориентация абитуриента исчезла вовсе. «Абитуриент подает документы в невероятное количество вузов сразу. Подача заявлений становится спортом. Для выпускника теперь главное — не на какую профессию поступить, а поступить на бюджет. Вопрос, по какой специальности учиться, отошел на второй план», — сказал ректор Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов. С ним согласен и Юдин, который отметил, что в МГТУ были случаи, когда абитуриент не мог сказать, на какой факультет подавал документы. «Мы вступили в марафон в мае, и длится он уже три месяца. Большинство абитуриентов не будут знать до 21 августа (когда закончится третья волна поступления), зачислены они или нет. И к новому учебному году будут не готовы ни студенты, ни преподаватели, оставшиеся без отпусков и отдыха. Поступление должно завершаться до 1 августа», — отметил Мартынов. По мнению Эскиндарова, всех этих проблем можно будет избежать, если ограничить возможность абитуриента подавать документы во все вузы.
Например, ввести норму, по которой выпускник сможет отсылать копии документов не более чем в пять вузов.
«Подобная практика есть во многих европейских странах, в том числе в Великобритании», — отметил ректор. По словам ректоров, в вузах сейчас «полная неопределенность». После первой волны свои документы принесли на порядок меньше студентов, чем ожидали университеты. В ФА при правительстве РФ и в РГУ нефти и газа сейчас заполнены только 60% вакантных мест. «Мы не знаем, придут ли в итоге студенты, рекомендованные к зачислению, и если придут, то когда. Понятно, что большинство будут ждать третьей волны», — отметил Эскиндаров. В ФА, по его словам, списки абитуриентов совпадают со списками ВШЭ, МГУ, МГИМО, Академии имени Плеханова, и студенты до последнего будут думать, куда им пойти. Правда, факультеты международной экономики и финансов и кредита в академии уже закрыты для поступления.
Мартынов также отметил, что по итогам первой волны в РГУ имени Губкина заполнены только 60% мест. «На третью волну, мы рассчитываем, останется еще 10—15%, — сказал он. — Все факультеты заполнены одинаково. Но, например, на геологический в этом году пришло больше ребят, чем обычно». В МГТУ имени Баумана ситуация другая: уже 80% абитуриентов подали оригиналы документов, и мест на большинство специальностей уже нет. Университет «надеется закончить прием второй волной». Наиболее популярной специальностью в последнее время в МГТУ стали «нанотехнологии». Но, по словам Юдина, это только веяние моды, и большинство выпускников «представление не имеют, что это такое».
Ректоры также отметили, что основную цель ЕГЭ выполнил — дал возможность выпускникам из регионов поступить в ведущие московские вузы. Но, по словам Эскиндарова, вскоре это приведет к тому, что «через три-четыре года в московских вузах может не оказаться москвичей», потому что наиболее высокие баллы присылают «ребята из регионов». Ректоры трех университетов отметили, что в сентябре проведут среди первокурсников собственные контрольные тесты по математике, которые покажут, у кого были реальные результаты ЕГЭ, а также какие области школьной программы оказались у студентов слабыми в этом году. «Я знаю, что у некоторых олимпиадников по ЕГЭ по математике 40—50 баллов, хотя по закону при поступлении мы засчитали им, как победителям, 100», — рассказывает Эскиндаров. Проведение ЕГЭ в некоторых регионах тоже вызывает у ректора сомнение. Процедура экзамена должна быть предельно четкой, считает он:
«Например, экзамены по математике должны принимать другие учителя, по истории или литературе. А результаты ЕГЭ должны считаться вне региона. Ведь все хотят помочь своим».
В результате сложившейся ситуации не исключено, что пострадают региональные вузы, в которых просто будет недобор, отмечают ректоры.
О проблемах ЕГЭ Эскиндаров уже говорил с главой думского комитета по образованию Григорием Балыхиным и председателем комитета Совета федерации по образованию и науке Хусейном Чеченовым. Они согласились обсудить проблемы ЕГЭ и зачисления на «круглом столе». «Я думаю, мы сможем договориться», — отметил ректор.