На месте катастрофы самолета Ту-154 в Иране продолжаются работы: военные и сотрудники аварийно-спасательных служб ищут «черные ящики», которые смогут пролить свет на причины падения лайнера, а также останки погибших. В расследовании участвуют министерство транспорта Ирана и управление гражданской авиации Армении. Также к выяснению причин катастрофы подключилось российское отделение Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Четверг объявлен в Армении, где должен был приземлиться Ту-154М, днем траура.
Такое постановление вынес президент Серж Саргсян, сообщила в среду пресс-служба главы государства. Власти обеих стран — Ирана и Армении — выразили соболезнования семьям погибших.
Жертвами катастрофы самолета Ту-154М компании Caspian Airlines стали 168 человек: 153 пассажира, в том числе двое детей, и 15 членов экипажа, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Главного управления гражданской авиации (ГУГА) Армении. Лайнер совершал регулярный рейс 7809 Тегеран — Ереван и упал в окрестностях деревни Джаннатабад, расположенной в провинции Казвин. Трагедия произошла спустя 16 минут после вылета Ту-154 из международного аэропорта Тегерана. За это время самолет успел подняться на высоту почти 8 км.
По предварительным данным, в результате авиакатастрофы погибли шесть граждан Армении.
Уже известны их имена: пассажиры Ашот Нерсисян, Артур Григорян, Карине Маркарян и Ара Сироян, а также два бортинженера — Григор Барсегян и Сурен Согомонян. В списках погибших также значатся двое граждан Грузии. Это супруга советника посланника дипломатической миссии Грузии в Иране Нателла Никонова и сотрудник посольства Грузии в Армении Гиви Чкатуа. В посольстве России в Тегеране «Газете.Ru» заявили, что граждан РФ на борту самолета не было.
Остальные пассажиры самолета и члены экипажа — граждане Ирана. На борту Ту-154 находились восемь членов юношеской сборной Ирана по дзюдо, которые вместе с двумя тренерами направлялись в тренировочный лагерь в Ереване. Там они собирались готовиться к международным соревнованиям, которые начинаются 6 августа в Будапеште.
В пресс-службе ГУГА пояснили также, что предварительная информация о 20 или даже 40 погибших гражданах Армении появилась, потому что в списках жертв катастрофы действительно много армянских фамилий, но большинство этих людей имели иранское гражданство. В Иране проживают около 100 тысяч этнических армян.
В управлении гражданской авиации Армении говорят, что национальная принадлежность и гражданство погибших детей (их в самолете было двое) пока не известны. Между тем 30-летняя жительница Армении Фина Карапетян, находившаяся в среду в ереванском аэропорту Звартноц, рассказала агентству Reuters, что в самолете в Ереван летела ее сестра с двумя детьми, одному из которых 11, а другому 6 лет. «Я слышала, они все погибли. Что я буду делать без Армена и Вахи?» — успела сказать журналистам женщина и упала в обморок.
Медики, которые постоянно дежурят в аэропорту, говорят, что «скорая помощь» понадобилась 30 родственникам погибших пассажиров. Также с находящимися в аэропорту Звартноц с людьми работают психологи и невропатологи.
По предварительным данным, причиной катастрофы Ту-154 стал пожар в одном из двигателей воздушного судна.
Reuters со ссылкой на жителя деревни Джаннатабад, который был очевидцем трагедии, сообщает, что сначала загорелся левый двигатель, потом огонь охватил весь самолет и он начал разрушаться. Известно, что лайнер пытался совершить аварийную посадку, но не успел. «От тел пассажиров и экипажа, скорее всего, ничего не осталось, они сгорели, еще не долетев до земли», — цитирует агентство FARS одного из сотрудников полиции Ирана, работающего в штабе по расследованию катастрофы.
Обломки самолета разлетелись в радиусе 200 метров, на земле образовалась воронка глубиной 10 метров. Пожар, возникший на месте падения лайнера, уничтожил кустарник и растительность в радиусе полукилометра. Выехавшие на место катастрофы спасатели и военные быстро потушили огонь.
Представитель иранского аэропорта Имама Хомейни сообщил в эфире англоязычного телеканала Press TV, что пилот в течение всех 16 минут полета поддерживал связь с диспетчером и не сообщал о каких-либо технических неисправностях.
Потерпевший катастрофу пассажирский лайнер (бортовой номер EP-CPG) был построен в 1987 году. До того как его приобрела авиакомпания Caspian Airlines, он эксплуатировался в Афганистане компанией Ariana. Заместитель начальника ГУГА Армении Арсен Погосян сообщил журналистам, что Ту-154М был технически исправен перед полетом. «Самолет эксплуатировался компанией Caspian Airlines, имел иранскую регистрацию и проходил все технические проверки и нормативы на территории Ирана», — сказал Погосян. По его словам, установленное на самолете оборудование соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации (IKAO).
Опрошенные Reuters эксперты отмечают, что в Иране довольно часто происходят крупные авиакатастрофы с участием самолетов российского производства — в частности, заводов «Туполев» и «Ильюшин». Из-за американских экономических санкций против Ирана самолеты Boeing и Airbus в эту страну не поставляются. В сентябре 2006 года Ту-154 авиакомпании Iran Air Tours загорелся при заходе на посадку в аэропорту Мешхеда. Погибли 29 пассажиров. В феврале 2003 года Ил-76 российского производства разбился, врезавшись в гору на юго-востоке Ирана, в результате погибли все 276 человек, находившиеся на борту: экипаж и военные Иранской революционной гвардии. Годом ранее, в феврале 2002-го, Ту-154 авиакомпании Iran Air Tours разбился при посадке в аэропорту города Харрамабад. На борту находились 119 человек, все они погибли.