Расследование уголовного дела о подрыве пассажирского поезда «Невский экспресс» завершено. Об этом в субботу заявил Следственный комитет при прокуратуре РФ по Новгородской области. Обвинения предъявлены 41-летним жителям Ингушетии Макшарипу Хидриеву и Саламбеку Дзахкиеву. Следствие считает, что они нарушили ч. 2 ст. 205 УК РФ (террористический акт), ч. 2 ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) и ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). Дзахкиева также обвинили в нарушении ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой). Организатор теракта установлен и объявлен в розыск, но его имя пока не разглашается. Ранее следователи говорили, что для подрыва «Невского экспресса» жителей Ингушетии нанял Павел Косолапов, который, по данным ФСБ, может быть также причастен к теракту 2002 года на Дубровке и взрывам в московском метро в 2004 году.
В СКП говорят, что обвинительное заключение для Хидриева и Дзахкиева уже утверждено и вскоре уголовное дело направят в Новгородский областной суд для рассмотрения по существу.
Правоохранительные органы установили, что Дзахкиев и Хидриев, действуя в составе организованной группы, летом 2007 года купили взрывчатое вещество. Организатор террористического акта изготовил из него самодельное взрывное устройство. Бомбу террористы перевезли в Маловишерский район Новгородской области и установили на железнодорожном мосту через реку, на перегоне Бурга – Красненка. Взрыв произошел 13 августа в 21.37, когда к месту, где был заложен заряд, подъехал поезд № 166 «Невский экспресс», перевозивший 251 пассажира из Москвы в Санкт-Петербург. Преступники, говорят в СКП, планировали, что поезд после того, как сработает бомба, упадет с моста в реку. Но в результате после взрыва «Невский экспресс», скорость которого вдвое превышала скорость обычного поезда, по инерции проехал железнодорожный мост, и 13 вагонов сошли с рельсов уже после реки. В результате теракта травмы различной степени тяжести получили 60 человек.
В ходе расследования правоохранительные органы несколько раз заявляли, что нашли исполнителей теракта и вскоре дело «Невского экспресса» будет передано в суд.
Первыми арестованными по подозрению в совершении теракта были члены петербургского движения анархистов Андрей Каленов и Денис Зеленюк, а также 25-летний уроженец Чечни, житель Новгородской области Хасан Дидигов. Следователи считали, что задержанные анархисты и чеченец могли быть связаны: Дидигов был якобы исполнителем теракта, а Каленов и Зеленюк выступали как организаторы и снабженцы. Но после проверки алиби, многочисленных косвенных свидетельств непричастности задержанных к теракту и ряда акций в поддержу подозреваемых всех троих освободили в сентябре 2007 года. Правда, Дидигову в тот же день предъявили новые обвинения – по делу о грабеже в 2002 году – и снова увезли в СИЗО.
В октябре 2007 года в Ингушетии правоохранительные органы задержали братьев Хидриевых – Макшарипа и Амирхана. Официально было заявлено, что они задержаны за «совершение разбойных нападений в центральных регионах России». Позже глава МВД России Рашид Нургалиев намекнул журналистам, что арестанты проходят и по делу о «Невском экспрессе». Вскоре в рамках расследования уголовного дела был задержан еще один подозреваемый — Саламбек Дзахкиев. Через полгода после ареста Маловишерский суд Новгородской области освободил Дзахкиева и Амирхана Хидриева из-под стражи под подписку о невыезде. Как выяснилось позже, если первый остался обвиняемым, то второй стал просто свидетелем по делу.
25 марта прошлого года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин официально заявил, что дело о подрыве «Невского экспресса» раскрыто и скоро будет передано в суд.
«Мы знаем, кто исполнитель этого преступления и где его искать. Но если нам не удастся его задержать в ближайшее время, то мы выделим уголовное дело в отношении трех выходцев с Кавказа, обвиняемых в рамках данного дела, и направим его в суд», – заявил тогда Бастрыкин.
Тем не менее следующая информация о ходе расследования появилась только в августе 2008 года. Уголовное дело в отношении жителей Ингушетии было выделено в отдельное делопроизводство. А СКП сообщил, что установлена личность главного подозреваемого в организации и исполнении теракта. В федеральный розыск был объявлен Павел Косолапов, которому заочно предъявили обвинения в совершении теракта организованной группой, а также покушении на убийство и незаконном хранении взрывчатки (ч. 3 ст. 205 УК РФ, ч. 3 ст. 30 и пункты «а», «е», «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 3 ст. 222 УК РФ). По версии следствия, именно он нанял для исполнения теракта Хидриева и Дзахкиева. Тогда же в СКП снова заявили, что дело уже расследовано и готово к передаче в суд, а его фигуранты знакомятся с материалами.