Организаторы всероссийского родительского собрания, которое прошло в школах страны с 13 по 23 апреля, подвели первые итоги. На собрании школы — участники акции предлагали родителям и учителям заполнить специальную анкету, в которой они высказали свое мнение о национальном проекте «Образование» и отметили самые актуальные проблемы сферы. Результаты анкетирования вместе с сопроводительным письмом будут переданы после 25 мая в Госдуму, приемную премьер-министра страны Владимира Путина и Совет федерации.
Всего, как рассказал «Газете.Ru» один из организаторов акции, редактор информационного портала для работников в сфере образования «Завуч.инфо» Евгений Барановский, из более 50 регионов страны к ним в редакцию поступило 3011 анкет. Участники заполняли анкеты по-разному: одни писали общее мнение класса по заданным вопросам, а кто-то из учителей раздавал анкеты каждому присутствующему на собрании родителю. «По предварительным данным, анкеты заполнили около 70 классов», — отметил Барановский.
Родители и учителя, по результатам анкетирования, отмечают, что качество российского образования существенно снизилось за последние годы.
В опросных листах они выделили пять основных причин: финансирование школ из регионального бюджета, отсутствие единых учебных стандартов, введение ЕГЭ как единственной формы государственной аттестации, уменьшающаяся зарплата учителей и снижение авторитета преподавателя в обществе.
Так, 75% признали, что государственных денег школы из местного бюджета стали получать меньше, а 65% участников собрания говорят о том, что в школах стало еще больше бюрократизма. Абсолютное большинство учителей и преподавателей (97%) считают ЕГЭ «несоответствующим заявленным изначально целям и не отражающим подлинных знаний учащихся». Около 50% респондентов при этом отмечают, что госэкзамен можно сдать только с помощью натаскивания и заучивания и поэтому он не показывает истинных знаний школьника. Среди отрицательных моментов нынешней системы образования учителя и преподаватели назвали также «отсутствие возможности у школ влиять на реформы». А среди причин, из-за которых качество российского образования серьезно упало за последние годы, 93% учителей отметили «ослабление внимания родителей к учебе детей».
Примечательно, что к проблеме новой системы оплаты труда, из-за которой «Завуч.инфо» и решил проводить родительское собрание, учителя и родители большого внимания не проявили. Как писала «Газета.Ru» ранее , портал заявлял, что его посетители-учителя готовы объявить забастовку: якобы преподаватели после введения новых правил потеряли 2–3 тыс. рублей при средней зарплате 8 тыс. рублей в месяц. На всероссийском собрании участникам показали обнародованное в начале февраля открытое письмо почти трех тысяч учителей премьер-министру Владимиру Путину с негативными отзывами о новой системе оплаты, а также ответом на него, пришедшим из Министерства образования РФ, в котором чиновники заявили, что о проблемах с зарплатой в связи с изменениями оплаты труда не знают.
Судя по результатам анкетирования, большинство учителей с министерством так или иначе согласны и бастовать пока не собираются.
Так, около трети опрошенных считают, что внедрение новой системы оплаты труда вообще никак не отразилось на качестве образования. И только 19% учителей и родителей отметили, что ни к чему хорошему нововведение не приведет. Стимулирующие выплаты, которые выдает учителям начальство по собственному решению, также, видимо, не внесли раздор в преподавательский коллектив. 40% утверждают, что на их отношения с коллегами подобные надбавки никак не повлияли, и около 30% отметили несущественное влияние новой системы оплаты труда на профессиональные отношения.