Во вторник столичное правительство приняло постановление «О совершенствовании организации медицинской помощи беременным женщинам в Москве». Основной докладчик – руководитель департамента здравоохранения Андрей Сельцовский — порадовал присутствующих хорошей статистикой. По его словам, в столице сокращается число абортов, стали чаще рожать женщины 30–40 лет и реже несовершеннолетние, а общее число родившихся в Москве малышей увеличивается год от года. Глава департамента предупредил об опасности родов на дому без медпомощи, а также в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Что до «совершенствования медпомощи», то, согласно постановлению, департаменту здравоохранения предстоит доработать и утвердить «типовые рекомендации наблюдения за беременными женщинами» (до сих пор за ними, по-видимому, не наблюдали), а также «показатели качества оказания медпомощи с учетом достигнутых результатов службы родовспоможения и в соответствии с нацпроектом «Здоровье». Заодно Сельцовский объявил о начале борьбы с поборами в роддомах и полной отмене платных услуг по родовспоможению.
Вопросы журналистов после заседания о повсеместно функционирующих платных предродовых палатах и даже столах, собственных акушерках и платной анестезии чиновник назвал «фантазиями». «Мы все это отменили, — заявил он. – Речь может идти только о дополнительных услугах, касающихся комфорта, но не родовспоможения».
Между тем, Москва – единственный регион страны, не предоставивший в Росздравнадзор рейтинг своих родильных домов.
Как объяснил Сельцовский, это связано с расхождением в городских и федеральных стандартах – в московских больше разных показателей.
Впрочем, как считает секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко, столичному департаменту здравоохранения, видимо, просто нечем похвастаться.
По мнению экспертов, основных критериев всего два – смертность и осложнения родов. «В соответствии с приказом Росздравнадзора, к 28 февраля были собраны данные со всей страны, — объяснил «Газете.Ru» президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. — Родовые сертификаты были введены для того, чтобы женщины могли сами выбирать роддома, но для этого у них должна быть достоверная информация. Речь идет о 54 параметрах, но главные, конечно, смертность рожениц и новорожденных и осложнения родов, а количество коек и число врачей высшей категории уже не столь важны».
Хотя, по мнению эксперта, многое говорят и «косвенные показатели». «Еще лет 10 назад академик Савельева назвала наше акушерство агрессивным, — рассказал Саверский. — Тот факт, что в будний день происходит на 30% больше родов, чем в выходной, говорит о том, что это – «управляемые» роды, со всеми присущими им рисками. Кроме того, практически у всех рожениц остаются воспоминания о белых часах на белой кафельной стене – ощущение камеры пыток. Когда в Европе в родовых палатах холодные стены заменили картинами и стали включать музыку, число осложнений упало».
Но больше всего удивили экспертов заявления Сельцовского об отмене «платных родов».
«Кого пытаются обмануть городские чиновники, когда платные роды в Москве проводятся повсеместно, – заявил Саверский. – Просто сейчас появились их закамуфлированные формы — заключаются не контракты с медучреждениями, а покупаются полисы добровольного страхования, деньги идут через другой карман, но платят-то их все равно граждане, которых просто «разводят».
При этом, по мнению экспертов, страховые компании в случае родов не страхуют пациентов, а оказывают посреднические услуги, и на это уже обратила внимание Генпрокуратура. «Сами по себе роды не являются страховым случаем с точки зрения страховой медицины, так как это естественный процесс, — объяснил Старченко. – Можно купить полис на случай возникновения риска преждевременных родов, каких-то других осложнений, но ведь люди платят именно за роды».
Впрочем, даже при том, что все мало-мальски состоятельные москвички стараются от греха подальше заранее оплатить роды, по-прежнему процветают в роддомах и классические поборы.
«Есть примеры, когда, ссылаясь на экономический кризис, главврачи требуют оплатить те или иные услуги, — призналась на заседании руководитель комплекса соцзащиты Людмила Швецова. – Это позор для системы. Нет ни финансовых, ни других причин брать деньги за то, что уже профинансировано бюджетом».
Что до качества этих трижды оплаченных услуг, то, по словам председателя комиссии Мосгордумы по здравоохранению Людмилы Стебенковой, основные жалобы на грубость и невнимательность медперсонала поступают именно от пациентов родовспомогательных учреждений. «Уникальный случай, — считает Стебенкова. – У нас перепроизводство акушеров-гинекологов, должна быть, казалось бы, конкуренция, и при этом такая неприглядная общая картина. Город должен организовать независимый мониторинг, проводить опросы рожениц, налаживать обратную связь. Эта информация может быть и открытой, и закрытой, но меры принимать надо в любом случае».