В четверг Тверской районный суд Москвы вынес приговор братьям Илье и Александру Заславским, которых год назад сотрудники ФСБ обвинили в промышленном шпионаже. Процесс по делу сотрудника британской части компании «ТНК-BP Менеджмент» и его брата, руководителя «Клуба выпускников» Британского совета, был закрытым и кратким: решение суд вынес меньше чем за пять заседаний. Все они проходили в закрытом режиме, а адвокаты Заславских от комментариев воздерживались. Подсудимым вменялась ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 183 УК РФ (покушение на незаконное получение сведений, составляющих коммерческую тайну, сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, путем подкупа).
В четверг судья признал Заславских виновными в незаконном сборе закрытой коммерческой информации и приговорил каждого к году условного заключения с испытательным сроком два года.
Как уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе ФСБ, «суд впервые вынес приговор по этой статье». В ТНК-BP приговор суда комментировать отказались.
О задержании Заславских сотрудниками Службы безопасности стало известно 12 марта 2008 года. По данным службы, братьев (у каждого из них двойное гражданство — США и России) взяли «при попытке получения закрытой информации, составляющей коммерческую тайну, от гражданина России, сотрудника одного из режимных предприятий нефтегазового комплекса страны». По версии ФСБ, задержанные собирали закрытую информацию о компании «Газпром» в пользу иностранных нефтяных и газовых компаний, чтобы получить преимущество перед российскими конкурентами, в том числе на рынках стран СНГ. Подтверждают факт промышленного шпионажа вещественные доказательства, изъятые во время обыска, который оперативники провели 19 марта 2008 года в помещениях ОАО «ТНК-ВР» и компании «ВР Трейдинг ЛТД».
Среди вещдоков были копии документов государственных органов РФ, докладных и аналитических записок, относящихся к тематике недропользования (именно они, по предварительной оценке, относятся к коммерческой тайне), а также визитные карточки сотрудников иностранных военных ведомств и ЦРУ.
Заславским предъявили официальное обвинение и отпустили под подписку о невыезде. В 2009 году над ними начался суд, завершившийся обвинительным приговором.
В бизнес-кругах задержания и обыски в ТНК объяснили «давлением и прямой атакой на компанию». После того как братьям Заславским предъявили официальные обвинения, среди аналитиков появились несколько версий случившегося: «штурм» ТНК-ВР с тем, чтобы в дальнейшем приобрести по дешевке ее активы, и давление на компанию со стороны «Газпрома», желающего как можно дешевле получить контрольную долю в Ковыктинском газоконденсатном месторождении. Кроме того, эксперты говорили о «превентивном ударе по российско-британской компании со стороны «Газпрома» в рамках двух готовящихся законопроектов Федеральной антимонопольной службы, согласно которым экспорт газа должен распределяться пропорционально добыче, а независимые производители газа, на которых приходится порядка 16% в общероссийской газодобыче, должны получить аналогичный газпромовскому доступ к газотранспортной системе. В марте 2008 года борьба с компанией вышла на новый виток: у иностранных сотрудников возникли проблемы с миграционной службой из-за неправильного оформления въездных документов, а миноритарные акционеры высказывали недовольство неравными условиями труда российских и британских работников холдинга. В итоге 88 британцев были отозваны из России.
Но спустя год ситуация не изменилась: законы ФАС до сих пор не приняты Госдумой, активы ТНК-ВР не распродали, а контрольную долю Ковыкты «Газпром» так и не приобрел.
Задержание Александра Заславского, руководящего «Клубом выпускников» при Британском совете, объединяющем россиян, получивших образование в Великобритании, связывали со скандалом вокруг этой организации. Осенью 2007 года Британский совет закрыл все свои региональные офисы, кроме отделений в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где имеются дипломатические и консульские учреждения Великобритании. В это же время совет передал девять своих библиотек в разных городах партнерским организациям, оставив только одну в Москве. Но 12 декабря 2007 года российский МИД потребовал от Лондона закрыть еще и филиалы Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге с 1 января 2008 года по причине отсутствия правового статуса для работы на территории России и якобы оставшихся долгов по налогам. Тогда участники «Клуба выпускников» написали открытое письмо, в котором заявили, что закрытие представительств совета «не только повредит имиджу России», но и является «ударом по интересам миллионов россиян». Под петицией подписались 150 выпускников — предпринимателей, чиновников и журналистов.
Но в январе 2008 года отделения Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге все равно были закрыты. Их сотрудники подверглись проверкам со стороны российских правоохранительных органов и спецслужб. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил тогда, что позиция России — ответ на английскую недружественную политику со стороны британского МИДа в июле 2007 года. Июльский кризис в отношениях связан с отказом России выдать Великобритании бизнесмена Андрея Лугового, обвиняемого британской полицией по делу об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко.
В Британском совете в Лондоне рассказали, что «всем русским сотрудникам нанесли визиты представители МВД». Вскоре Федеральная налоговая служба потребовала у совета уплаты 130 млн рублей налогов, которые организация тут же выплатила, но при этом подала иск в арбитражный апелляционный суд о незаконных налоговых претензиях. В январе 2009 года совет выиграл суд: ФНС обязали вернуть всю вытребованную сумму.