В субботу вечером в женской колонии № 5 в пригороде Тбилиси вспыхнул бунт. Около 17.00 заключенные узнали о приуроченном к Пасхе указе президента Грузии Михаила Саакашвили о помиловании 390 заключенных. Тот факт, что в списке помилованных оказались только 23 женские фамилии и шесть несовершеннолетних, вызвал большое недовольство среди 700 обитательниц колонии, и они подняли бунт. Как рассказали «Газете.Ru» в грузинском министерстве исполнения наказаний, взбунтовавшиеся заключенные, вышедшие из бараков, начали громить колонию. На призывы надсмотрщиков вернуться в жилые корпуса они не реагировали. «Сотрудники колонии предпринимают меры, чтобы разрядить ситуацию и разобраться в требованиях заключенных», — сообщали в пресс-центре министерства. Однако, по словам членов неправительственной правозащитной организации «Бывшие заключенные за права человека», надзиратели, пытаясь подавить бунт, не раз использовали дубинки. Несмотря на все попытки сотрудников колонии подавить восстание, заключенные так и не вернулись в жилые корпуса.
Женщины требовали пересмотра своих уголовных дел, утверждая, что в ходе следствия подвергались насилию, а условия в колонии не соответствуют международным стандартам.
Также бунтующие требовали от президента Саакашвили дополнить список помилованных. Спустя несколько часов после начала бунта разрядить обстановку попытался омбудсмен Созар Субари, прибывший в колонию № 5 для переговоров с зеками. Но как только он передал женщинам заявление грузинских властей, из которого следовало, что «освободить 700 заключенных, из которых 40 осуждены за тяжкие преступления, в том числе за убийства», они не могут, те выгнали визитера и потребовали встречи с оппозиционным депутатом Джонджи Багатурия. Впрочем, и он положительных новостей бунтующим не принес, после чего вынужден был покинуть колонию. Грузинские власти же продолжали терпеливо объяснять журналистам, что освободить женщин, осужденных к различным срокам за уголовные преступления, а не за политическую деятельность или критику правительства, они не могут. Правозащитники же настаивали на том, что большая часть приговоров заключенным женской колонии была вынесена несправедливо. В частности, как отметил Субари, одна из осужденных отбывает 23-летний срок за кражу нескольких кур, вина и водки.
Тем временем в СМИ стала появляться информация о новом бунте. Якобы заключенные колонии для несовершеннолетних в Зугдиди присоединились к единомышленницам из колонии № 5. Как сообщили «Газете.Ru» в аппарате грузинского омбудсмена, эта информация не соответствует действительности.
Бунтующие заключенные громили колонию до утра воскресенья. Представители министерства в итоге решили перевести их в колонию № 1 в Рустави.
Свое решение журналистам глава министерства по исполнению наказаний Дмитрий Шашкин объяснил тем, что в ходе 12-часового бунта заключенные практически полностью уничтожили всю инфраструктуру колонии.
Под конвоем из сотрудников ОМОНа женщин перевели в руставскую мужскую колонию. Для этого пришлось перевести всех заключенных колонии № 1 в другое пенитенциарное заведение, сказал Шашкин, не уточнив, в какое именно. По его словам, перевод женщин из одной колонии в другую «прошел без эксцессов» и является беспрецедентным случаем.
Тем не менее бунт продолжился и в новой колонии. Заключенные объявили голодовку и продолжили настаивать на своих требованиях. По словам руководителя правозащитной организации «Бывшие политзаключенные за права человека» Наны Какабадзе, в колонии Рустави женщины находятся в невыносимых условиях и поэтому объявили голодовку. Правозащитников и адвокатов, отметила Какабадзе, на территорию пенитенциарного заведения не пускают до сих пор. Представители министерства исполнения наказаний утверждают, что это делается из соображений безопасности. Переговоры с участницами бунта продолжаются.