Во вторник вечером присяжные по делу об убийстве зампреда Центробанка Андрея Козлова огласили свой вердикт. Они признали виновными всех подсудимых: владельца ВИП-банка и предполагаемого заказчика преступления Алексея Френкеля, посредников Лиану Аскерову, Богдана Погоржевского и Бориса Шафрая, а также трех исполнителей убийства, жителей Луганска Алексея Половинкина, Максима Прогляду и Александра Белокопытова. Всех семерых обвиняли по ст. 105 УК РФ (убийство), а непосредственным исполнителям преступления вменялся также ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).
Никто, кроме Погоржевского и Белокопытова, снисхождения не заслуживает, решили присяжные заседатели.
Непосредственно перед тем, как присяжные должны были удалиться в совещательную комнату, суд удалил из коллегии одного заседателя. Прокурор Гульчехра Ибрагимова перед началом суда увидела, как та разговаривала на улице с двумя подошедшими мужчинами. На место удаленной назначили последнего запасного заседателя. Остальные отобранные для суда запасные присяжные ранее уже заменили девятерых первоначально назначенных заседателей: тех удалили из процесса по различным причинам.
Присяжные отправились решать судьбу Френкеля и его предполагаемых сообщников в два часа дня. Им предстояло ответить на 30 вопросов, первый из которых — доказано ли убийство Козлова. Второй вопрос — является ли банкир Алексей Френкель организатором убийства. Ожидалось, что при единодушном решении вердикт начнут оглашать уже в пять вечера, но в зале суда присяжные появились только в половине седьмого. По Уголовно-процессуальному кодексу присяжные могут в течение часа вынести решение, если оно единодушно принято. Но если мнения заседателей не совпадут, то они должны совещаться не менее трех часов и вынести вердикт путем голосования. «Голоса практически не разделились. Вердикт вынесен почти единодушно», — сказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева.
Френкель в черной рубашке с короткими рукавами выглядел бодро и с улыбкой махал рукой родственникам.
Утром он даже попросил адвоката заказать такси — чтобы после оглашения вердикта уехать домой.
Узнать о решении присяжных в суд приехали отец подсудимого и два его брата. «Я ожидал, что они вынесут вердикт, исходя из человеческих побуждений, и не возьмут грех на душу», — сказал «Газете.Ru» брат банкира Михаил Френкель. Участников процесса вывели из здания суда через отдельный вход под конвоем. Представлявший интересы Френкеля в заключительной части процесса Дмитрий Хорст, который сменил принудительно назначенного защитника Михаила Орликова, от комментариев отказывался, интервью не давал и телевизионных камер чурался. Вдова Козлова в ожидании кульминации судебного процесса читала в коридоре Мосгорсуда Дарью Донцову.
Адвокат Белокопытова Юрий Ельмашев уточнил, что его клиент заслужил снисхождение по эпизоду с оружием. «Экспертиза не подтвердила его участие в нем. Присяжные убрали из бумаг формулировку «согласился за деньги лишить жизни Козлова». Поэтому у нас есть слабая надежда на оправдание. А так дождемся приговора и будем обжаловать», — сказал Ельмашев. Погоржевский может рассчитывать на снисхождение за сотрудничество со следствием: он давал показания против остальных обвиняемых.
В кулуарах адвокаты подсудимых говорили, что «вся надежда теперь на Страсбург».
«Россия все же слишком заботится о своем имидже в глазах европейцев. Поэтому мы сильно рассчитываем на Европейский суд по правам человека», — сказали защитники. Гособвинитель Ибрагимова лаконично заявила, что «Френкель хотел суд присяжных — суд присяжных однозначно высказался». «Я считаю вердикт законным и доверяю этому решению», — сказала она.
Согласно обвинительному заключению, в 2006 году Френкель попросил у Аскеровой найти исполнителя убийства Андрея Козлова. 38-летняя совладелица ресторана «Триш» якобы передала просьбу Френкеля 55-летнему московскому бизнесмену Борису Шафраю. Тот вместе с Погоржевским нашел Половинкина, Прогляду и Белокопытова, которые и совершили преступление вечером 13 сентября 2006 года. Во время нападения были убиты сам Козлов и его водитель. По материалам уголовного дела, Френкель заплатил за убийство более $300 тыс. Половинкину и Прогляде досталось по $8,5 тыс., Белокопытову — $3 тыс. Аскерова оставила себе $80 тыс., Погоржевский с Космыниным поделили $200 тыс. (Игорь Космынин до сих пор находится в розыске, дело в отношении него выделено в отдельное производство). Шафрай помогал Аскеровой бесплатно в силу дружеского расположения.
Объясняя присяжным мотив Френкеля, гособвинитель заявляла, что банкир в 2000-е годы создал несколько финансово-кредитных учреждений, где отмывались незаконные доходы. Козлов, курировавший вопросы лицензирования банков, отозвал у этих банков лицензии, отчего Френкель понес многомиллиардные убытки.
Все подсудимые, кроме Погоржевского, полностью отрицали свою вину и на стадии следствия, и в суде. К прениям на процессе главного фигуранта по делу об убийстве Козлова не допустили. Френкель больше месяца ездил в Мосгорсуд, но оставался в конвойной комнате, откуда его снова увозили в СИЗО. Последнее слово банкир зачитывал в ускоренном режиме, а судья Наталья Олихвер в это время дважды удаляла присяжных из зала.