Во вторник на свободу вышел заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Сообщение о том, что следствие согласилось выпустить Сторчака, потому что, согласно сообщению СКП России, «расследование дела завершено и обвиняемые, находясь на свободе, уже никак не могут повлиять на результаты следствия», поступило на ленты информационных агентств днем.
Бородатый Сторчак вышел из СИЗО «Лефортово» после семи часов вечера.
На улице его ждали два десятка журналистов, родственники и адвокаты. Многие пришли с цветами. Когда Сторчак вышел из дверей КПП, широко улыбаясь и подняв руку в приветствии, к нему кинулись все. Бывший узник «Лефортово» хорошо выглядел, был одет по сезону и в коротком интервью рассказал, что, находясь в изоляторе, не отстал от жизни и «все происходящее в мире ему известно» — Сторчак имел в виду финансовый кризис. Что касается вопроса журналистов о том, когда он приступит к работе, чиновник ответил, что ему надо узнать об этом у непосредственного начальника — министра финансов Алексея Кудрина. Вполне возможно, что Сторчак получит положительный ответ: Кудрин уже заявил, что освобождение из-под стражи его заместителя «является торжеством справедливости». После лаконичного общения с прессой Сторчак бодро сел в машину со спецномерами и, прижимая к груди сына и букет, уехал.
О завершении расследования дела «по обвинению заместителя министра финансов Сергея Сторчака» и других представители следствия объявили 17 октября этого года. Высокопоставленного чиновника обвиняют в создании организованной группы с целью хищения более $43 млн бюджетных средств в рамках урегулирования алжирского долга. В окончательной редакции обвинение Сторчаку было предъявлено по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 (покушение на мошенничество) и ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Вместе с ним в организованную группу, по версии следствия, вошли также гендиректор ЗАО «Содэксим» Виктор Захаров, президент АКБ МИБ Вадим Волков и бизнесмен Игорь Кругляков.
Задержанный в ноябре прошлого года Сторчак был помещен в СИЗО «Лефортово». Летом 2008 года, в июне, его перевели в другой изолятор — «Матросскую Тишину», не объяснив, зачем понадобился такой переезд. Адвокаты тогда высказывали предположения, что четверо фигурантов по делу Сторчака переведены в другое СИЗО, потому что одному из обвиняемых — Круглякову — требовалась медицинская помощь. Создать сносные условия для лечения ему могли только в «Матросской Тишине». В конце августа этого года появилась информация, что всех фигурантов дела, кроме Круглякова, вернули в «Лефортово», где они содержались до сих пор.
Так как следствие уже завершено, обвиняемые перешли к ознакомлению с материалами дела. Всего в уголовном деле 76 томов, и адвокаты полагают, что на их прочтение у Сторчака, Круглякова, Захарова и Волкова уйдет не меньше трех месяцев. Поэтому суд, скорее всего, начнется только в следующем году.
«Это изначально было мое предложение — выпустить Сторчака под подписку о невыезде, и я был уверен, что он смог бы нормально сотрудничать со следствием, потому что я считаю обвинения несправедливыми, не имеющими оснований. Думаю, мы все в этом убедимся, и, думаю, справедливость восторжествовала», — заявил министр Кудрин, передает РИА «Новости».
Близкий друг Сторчака бизнесмен Александр Лебедев сообщил «Газете.Ru», что «оказался дважды плохим прорицателем», а уголовное дело в отношении своего товарища он считает сфабрикованным.
«В своем блоге я сегодня утром писал, что его так и не освободили, а тут такая новость. На самом деле теперь я уверен, что дело развалится». Лебедев также отметил, что одобряет решение следователей, «которым хватило ума выпустить Сторчака». «Тем более что за него поручились 14 депутатов и лично Кудрин», — напомнил бизнесмен. По мнению собеседника «Газеты.Ru», уголовное дело в отношении бывшего замминистра финансов РФ «полностью политизировано и сфабриковано». «Человек, вообще-то, исполнял закон «О бюджете» и сводил внешний долг РФ с 5% ВВП, но уж никак не «совершал покушение на хищение», — отметил Лебедев. По мнению бизнесмена, арест Сторчака — результат борьбы силовиков с либералами в правительстве, а также «чьего-то желания самому заниматься внешним долгом и кормиться от этого». «Да и, тем более, Сережа — честный человек. Я его знаю, он не станет воровать», — резюмировал Лебедев.