Омоновцев и милиционеров привезли к дворцу спорта «Юбилейный» на Петроградской стороне, где в субботу был запланирован митинг в защиту исторического облика Санкт-Петербурга, еще к 9.30 утра. Автобусами с сотрудниками правоохранительных органов была заставлена половина проспекта Добролюбова.
Прохожие пугливо озирались на черные каски и дубинки, спрашивая: «Матвиенко приехала?» Милиционеры отвечали: «Нет, хуже».
Охранники общественного порядка ждали участников мероприятия несколько часов. Возглавлял отряды милиционеров лично глава петербургского ГУВД Владислав Пиотровский. Одетый в штатское, он скромно стоял перед «Юбилейным», сжимая в руках кожаную папку.
Митингующих, которые начали стягиваться к месту проведения акции к 13.00, было заметно меньше, чем сотрудников ГУВД, — около тысячи человек. Над толпой у небольшой сцены развевалось множество флагов города. Среди призывов в защиту исторической застройки и зеленых насаждений из толпы торчала картинка с логотипом «Газпрома», где вместо язычка пламени был пририсован персонаж модного мультсериала «South Park» Кенни.
Надпись на плакате гласила: «Сволочи, они убили Кенни! Город следующий?»
Для разогрева перед митингующими выступила клубная группа «СП Бабай», а вслед за ними на сцену поднялся лидер группы ДДТ Юрий Шевчук. Музыканту пришлось занять гитару у коллеги из «СП Бабай». Как только инструмент попал в руки Шевчуку, на нем тут же порвалась струна. Это, однако, исполнителю не помешало. Выступая перед продрогшими от холодного ветра петербуржцами, он спел «Родину» и «Черный пес, Петербург». Впрочем, знаменитый рокер пришел на митинг не только попеть, но и выразить собственный протест. Шевчук присоединился к публичным защитникам исторического Петербурга год назад, на предыдущем подобном марше. На сей раз он со сцены призвал разобраться в том, что такое настоящий патриотизм. По мнению Шевчука, патриотизм, который культивируют власти, основан на противостоянии и ненависти, а должен — на любви, в том числе к городу и его стенам. «Понадобится — будем за них драться», — заверил он.
Защитники исторических ценностей сравнивали действия нынешних властей с блокадой Ленинграда. Звучавшие в субботу речи сводились к вопросу: если город смог сохраниться под бомбежками и в кольце врагов, неужели он позволит себе рухнуть под напором инвесторов? По такому случаю вызвалась выступить бабушка-блокадница.
Извинившись за то, что отвлекает общее внимание, она призвала молодежь: «Боритесь, боритесь с властью, которую мы не выбирали. Это же воинствующая серость!», сорвав больше аплодисментов, чем кто-либо из выступавших.
Молодежи на митинг пришло необычно много. Среди участников акции были «яблочники» и члены нескольких общественных движений, таких, как «Живой город» и «Охтинская дуга». Последние занимаются тем, что борются со строительством скандально известного небоскреба «Газпрома» «Охта-центр» в Красногвардейском районе. Кстати, один из главных пиарщиков этого проекта — Алексей Сердитов — тоже фланировал в толпе протестующих, изучая врага изнутри.
Ближе к финалу митинга на сцену вышел режиссер Александр Сокуров. Выступить он не смог — только накануне вышел из больницы и еще слишком слаб. Напомним, что Сокуров успел реально пострадать за свою позицию по вопросу отношения к архитектурным шедеврам. Режиссер считает, что именно за участие в акциях протеста Михайловский театр отказался ставить его экспериментальный спектакль, несмотря на прежние договоренности.
После митинга протестующие петербуржцы собирались пройти маршем, но Смольный отказался согласовывать акцию в такой форме.
Пешая прогулка по городу, по официальной версии, оказалась невозможной, поскольку на улицах Северной столицы именно в эту субботу проводится масса локальных праздников. Марширующие могли бы им помешать. Кроме того, организаторам не удалось выпустить газету марша за сохранение Петербурга. Типографии отказались печатать издание, зарегистрированное как партийная газета «Яблока». В том числе не решилась на печать типография «Курьер», с которой работают нелояльные городским властям издания — например, «Новая газета». Газету для прошлогоднего марша готовил именно «Курьер», но, как стало известно «Газете.Ru», после этого на предприятие зачастили разного рода проверки, и на этот раз руководство типографии отказалось сотрудничать с протестующими.