Басманный суд Москвы санкционировал арест бывшего сотрудника Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александра Кочука в рамках дела генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова и полковника МВД Михаила Яныкина. Об этом «Газете.Ru» в пятницу сообщил адвокат Бульбова Сергей Антонов.
«Александра Кочука задержали еще 20 мая, а 21 было вынесено постановление об аресте», — рассказал Антонов.
Таким образом, суд удовлетворил ходатайство Следственного комитета при прокуратуре России о заключении подозреваемого под стражу. Как уточнил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» адвокат Кочука Геворг Арушанов, его подзащитного задержали «по подозрению в даче взятки должностному лицу». Взятка, по версии следствия, предназначалась для организации незаконного прослушивания телефонных переговоров через посредничество некоего Щепилова. Это преступление Кочук якобы совершил в марте 2007 года.
«Я только сегодня вступил в дело, поэтому еще не видел постановления об аресте и даже встречался с моим подзащитным. Знаю только, что ему вменяют совершение преступлений, предусмотренных ст. 138 (нарушение тайны телефонных переговоров) и ст. 291 (дача взятки) УК РФ», — уточнил адвокат Арушанов.
Сейчас Александр Кочук находится в московском СИЗО №5.
Как сообщил адвокат, дело, по которому задержан Кочук, расследует группа следователей под руководством Альберта Богдановича. «Я так понимаю, это то самое уголовное дело, по которому проходят генерал Бульбов и полковник Яныкин», — предположил адвокат, добавив, что не понимает, какое отношение имеет к этому Кочук.
Последний никогда не работал в ФСКН — он уволился из Налоговой полиции РФ еще до того, как на ее базе было сформировано ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Как говорят защитники, Кочук никогда не работал под руководством генерала Бульбова и даже не пересекался с ним по службе.
По данным адвокатов, имя Кочука появилось в деле во время допроса одного из свидетелей. «Видимо, кому-то нужны показания моего подзащитного», — заявил Арушанов.
Сам генерал Александр Бульбов был арестован в октябре 2007 года. Его подозревают в организации незаконного прослушивания телефонных переговоров, которое Бульбов, возглавлявший в ФСКН оперативный отдел, якобы осуществлял с помощью своих подчиненных — Юрия Гевала, Сергея Донченко, Александра Гусева и полковника МВД Михаила Яныкина. Сами фигуранты дела, в том числе и Бульбов, не признают свою вину и называют материалы «сфабрикованными по приказу ФСБ». Адвокаты обвиняемых заявляют, что по делу Бульбова не ведется никаких следственных действий, а доказательствами являются только оперативные справки, составленные сотрудниками ФСБ.
Тем не менее, все пятеро фигурантов сейчас находятся в СИЗО «Лефортово».
Следственный комитет в лице ведущего дело следователя ГСУ СК по особо важным делам Альберта Богдановича по истечению срока ареста подозреваемых тут же подает ходатайства о продлении содержания под стражей. Следствие мотивирует свое требование тем, что Бульбов и другие фигуранты могут оказать давление на свидетелей (следователи говорят, что всего свидетелей насчитывается «несколько десятков») или попытаться скрыться от следствия. В частности, по данным Следственного комитета, у Бульбова есть несколько загранпаспортов, а также другие «документы прикрытия».
Последним решением Басманного суда в марте этого года срок содержания самого генерала Бульбова под стражей был продлен на три месяца — до 15 июня 2008 года.
На этом заседании произошел скандал: прокурор отдела управления Генпрокуратуры по надзору за следствием Ирина Туркова, также присутствовавшая на заседании, не поддержала инициативу следователя об оставлении Бульбова под арестом.
«Представленные в суд материалы не дают прокуратуре возможности обосновать необходимость ареста», – заявила Туркова на слушаниях. После этого эксперты заговорили о новом витке «войны спецслужб».
Впрочем, арест генерала ФСКН, а затем и его подчиненных, в самой службе сразу же связали с конфликтом этого ведомства и ФСБ. Как рассказывал «Газете.Ru» депутат Александр Хинштейн, в 2006 году Владимир Путин попросил расследовать дело о торговле мебелью в магазинах «Гранд» и «Три кита» следователя из Ленинградской области Владимира Лоскутова. Сначала скандальным делом занимался Следственный комитет МВД, потом его затребовала Генпрокуратура, после чего оно было закрыто. А когда все-таки было возобновлено, стало очевидно, что для расследования необходим человек со стороны, так как многочисленные связи подозреваемых с коррумпированными должностными лицами вновь затормозят следствие. Оперативное сопровождение этого дела указом президента было поручено ФСКН как службе, которая никак не была связана с фигурантами дела. Похожая ситуация сложилась и с делом о китайской контрабанде. К нему также подключили ФСКН.